Сталинградская миссия доктора Ройбера



В ночь на Рождество 1942 года изможденные голодом и 30-градусными морозами солдаты 16-й танковой дивизии 11-го армейского корпуса 6-й армии Паулюса потянулись в блиндаж лейтенанта Курта Ройбера. Перед их взором предстал необычный образ, поначалу воспринятый как мистическое видение. А кто-то решил, что это галлюцинации…

«Над заметенными следами погибших, умерших с голоду, замерзших немецких солдат никогда не станет крест, не будет водружен надгробный камень». Эти строки о сокрушительном для захватчиков финале Сталинградской битвы позднее написал германский генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн.

По его словам, осталась только память об их непередаваемых страданиях и смерти. Но о том, кто по большому счету виноват в этом, Манштейн предпочитает не говорить…

Таким был конец для одной из лучших в вермахте 6-й армии, которой командовал Фридрих Паулюс. Беспримерная по масштабам, ожесточенности и военно-политическим последствиям Сталинградская битва завершилась 2 февраля 1943 года полной победой советских войск.

Покаяние перед капитуляцией

Сегодня, спустя три четверти века ушли в прошлое ожесточение и непримиримость, время сглаживает боль потерь. Более того, среди представителей старшего поколения, воевавших на Восточном фронте и взятых в плен Красной армией, я встречал многих, с симпатией относящихся к нашей стране и к русским людям. Скольким немцам милосердные русские женщины, которые и сами тогда жили впроголодь, давали кусок хлеба или картофелину! Часто вспоминали об этом и прошедшие через плен бывшие солдаты 6-й армии Паулюса – те, кто дожил до наших дней.

А другой их рассказ – о пережитом в ночь на Рождество 1942 года – воспринимался поначалу как легенда. Там, в «сталинградском котле», в траншеях и занесенных снегом землянках взорам солдат и офицеров предстала икона Божией Матери. Изможденные голодом, болезнями и морозами, охваченные чувством обреченности, люди поначалу восприняли ее как мистическое видение...

Но икона действительно была. По просьбе своих раненых и ослабевших «камераден» ее создал военный врач Курт Ройбер (Kurt Reuber).

Под Сталинградом лейтенант Ройбер был в составе 16-й танковой дивизии 11-го армейского корпуса 6-й армии. С 15 сентября 1942-го по 2 февраля 1943-го дивизией командовал генерал-майор Гюнтер Ангерн (Gunther Angern). Соединение находилось на советско-германском фронте с июня 1941-го. 23 августа 1942 года именно 16-я дивизия в 16.00 прорвалась к Волге севернее Сталинграда.

Помимо работы старшего врача лазарета, у Ройбера было и другое дело, которое он считал нравственно важным: обязанности пастора. В его молитвах звучала мысль о том, чтобы человечество научилось различать добро и зло. Видя лишения и страдания местного населения, он как врач помогал советским военнопленным, жителям разрушенного, но несломленного города. Случайно ли? Ответ на этот вопрос следует искать в довоенной биографии Ройбера.

Курт родился 26 марта 1906 года в немецком городе Касселе в небогатой и очень набожной семье земледельцев. Воспитание получил в духе крестьянских традиций и религиозных ценностей. За год до призыва в вермахт, в 1938-м Ройбер защитил докторскую диссертацию по теме «Этика врачующего сословия». Это был интеллигент, широко образованный человек: доктор, художник, теолог. В недавнем прошлом – пастор из деревни Вихманнсхаузен (земля Гессен). Отец троих детей.

На фронте доктор Ройбер стремился понять русских людей. «Я постоянно всматриваюсь в их лица, – делился чувствами медик в письмах родным. – Русский человек во всем для меня загадка. Часто оказываешься перед славянской душой, как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму». Но со временем, по-доброму, по-человечески беседуя с мирными жителями, этот свет в их глазах он открывал для себя все чаще. Как священник Курт Ройбер воспринимал душой молитвы женщин и стариков.

Но к концу 1942-го о спасении пришлось молиться уже его соотечественникам. Кольцо вокруг 6-й армии неумолимо сжималось. Танковые соединения под командованием генерал-полковника Германа Гота попытались деблокировать окруженную группировку Паулюса. Однако в ходе проведенных советскими войсками Котельниковской и Среднедонской операций были не только остановлены, но и далеко отброшены. 23 декабря 1942 года, в канун католического сочельника надежда на помощь извне рухнула…

Чтобы как-то поддержать раненых и больных солдат, Курт Ройбер по их просьбе на обороте русской географической карты нарисовал Богоматерь с маленьким Иисусом: Дева Мария держит спящего младенца на руках, бережно прижимая его к себе, чтобы согреть. По периметру нарисованной углем иконы размером 95 на 115 сантиметров надпись: «Свет, жизнь, любовь. Рождество в «котле». Крепость Сталинград, 1942». Позднее икону Ройбера стали называть «Сталинградской Мадонной» (Madonna von Stalingrad).

Вечером перед Рождеством доктор Ройбер прикрепил икону на стену в своем блиндаже. Солдаты негромко спели две рождественские песни. Командир батальона Вильгельм Гроссe (Wilchelm Grosse) поздравил подчиненных, и Ройбер снял с иконы ткань. Солдаты увидели освещенный свечой рисунок доктора. Вот как он сам отозвался об их реакции: «Они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене. Весь рождественский праздник прошел под впечатлением рисунка и слов, обрамляющих его: свет, жизнь, любовь».

Блиндаж с «Мадонной» стал местом паломничества немецких солдат. А затем врач и священник Ройбер стал обходить с иконой другие промерзшие солдатские укрытия, чтобы таким образом подбодрить их перед Рождеством. Ведь этот день напоминал им о доме, о близких. Солдаты припасли к празднику кое-что из скудных продуктов, которые еще оставались. И со словами «за все, что мы любим» подняли кружки с шампанским. Бутылка, открытая под Рождество, чудом сохранилась у командира батальона.

Необычная посылка для фрау Марты
Казалось бы, позднее десяткам тысяч пленных немецких солдат армии Паулюса было уже не иконы Ройбера. Только в 1956 году последние из них вернулись в послевоенный фатерланд. Но все эти годы об иконе помнили…

А главное – сохранилась сама «Сталинградская Мадонна». Икону удалось вывезти из «котла» вместе с командиром Ройбера Вильгельмом Гроссе, получившим тяжелое ранение. Его эвакуировали последним бортом. 15 января 1943 года советские части прорвались к основному аэродрому окруженной 6-й армии Паулюса Питомник, который прикрывали с воздуха истребители авиационного полка JG3 «Удет». А 21 января немцам пришлось оставить и Гумрак, где находилась последняя взлетно-посадочная площадка, способная принимать большие самолеты.

В Германии Вильгельм Гроссе переслал семье Курта Ройбера посылку с его набросками. «На одном из рисунков – ваш отец. Это для матери, – написал Гроссе в записке. – А Мадонна, написанная в укреплениях – для вас всех». Так Марта Ройбер-Иске (Martha Reuber-Iske), жена Курта, стала обладательницей 150 рисунков «людей Востока», сделанных мужем. Ранее большую их часть привез домой сам глава семьи, когда приезжал в отпуск. Теперь у фрау Марты оказался и оригинал «Сталинградской Мадонны».

Что касается 16-й танковой дивизии, в которой служил доктор Ройбер, то вместе с остальными частями 6-й армии она попала в окружение и в январе 1943 года была уничтожена. Генерал-майор Гюнтер Ангрен покончил с собой. Это произошло 2 февраля – в день окончания Сталинградской битвы. А лейтенант вермахта Курт Ройбер оказался в советском плену. Его направили в лагерь НКВД № 97 в районе Елабуги. Это старинный город в Татарии, окруженный лесами на правом берегу Камы, в 215 километрах к востоку от Казани. Ройбер попал туда сильно ослабевшим, с подорванным голодом и морозами здоровьем. Он перенес сыпной тиф и страдал хроническим воспалением среднего уха. Там, под Елабугой 20 января 1944 года Курт Ройбер умер. Ему было 38 лет. Сохранились его фотография и автопортрет.

В послевоенное время рисунки и письма Ройбера были опубликованы и получили в Германии широкую известность. А его «Сталинградская Мадонна» стала символом покаяния, прощения и надежды. Ведь если бы предложение советского командования сдаться было окруженной 6-й армией Паулюса принято, удалось спасти жизни десяткам тысяч немецких солдат. Но Гитлер не допускал даже мысли о капитуляции.

А в годы холодной войны икона Ройбера стала на Западе символом мира.

В 1983 году родственники доктора передали икону берлинской церкви поминовения Кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gedachtniskirche Berlin). «Сталинградскую Мадонну» признали канонической. Ее освятили иерархи трех городов Европы: архиепископ Вольский и Саратовский Пимен и церковные представители городов, переживших во время Второй мировой массированные бомбардировки: английского Ковентри (побратима Волгограда) и немецкого Берлина. В городе-герое на Волге в одном из местных храмов хранится копия иконы Ройбера. Такая же подарена немецкой стороной англиканскому собору в Ковентри.

Волгоградский художник Владислав Коваль был настолько впечатлен историей «Сталинградской Мадонны», что посвятил ей свою картину. На ней изображены четверо согбенных, осунувшихся немецких солдат в окопе. Двое в касках, двое других обмотаны платками. Склоненная над Иисусом Дева Мария очерчена неким мистическим кругом, который источает несказанный свет. Это свет Жизни, Надежды и Мира…

 

Источник ➝

«Русские ничего не приобрели от этой войны». Великая Отечественная война и современная Германия

alt

Фото: razboiulpentrutrecut.files.wordpress.com

Чистый вермахт


История в послевоенной Германии, как и в любой другой стране, эволюционировала. И самым первым её витком стал миф о «чистом Вермахте», который якобы не запятнал себя в преступлениях на Восточном фронте. Стоит просто напомнить, что в бундесвер практически прямиком из вермахта перешли 10 тысяч офицеров и 44 генерала. Очевидно, натовской армии очень нужны были опытные, проверенные в боях военные, способные передать опыт будущей элите бундесвера.
Конрад Аденауэр 3 декабря 1952 года, выступая в Бундестаге, сказал по этому поводу:
«Мы убеждены, что хорошая репутация и великие достижения немецкого солдата, несмотря на все поругания последних лет, по-прежнему актуальны для нашего нарда и останутся таковыми… Нашей задачей — и я уверен в этом, что мы её решим, — должен стать синтез нравственных ценностей немецкой солдатской традиции с демократией».

Собственно, до начала 80-х годов в ФРГ во всех преступлениях на Восточном фронте винили именно айнзацгруппы СС и СД, оставляя вермахт чистым и профессиональным воинством. А вот исследования, в которых очень подробно и «правдиво» описывалось обращение советских войск с гражданским населением Германии, были в почете во все времена.
alt

Фото: razboiulpentrutrecut.files.wordpress.com

Подобное снисходительное отношение к «незапятнанному вермахту» объяснялось очень просто – в Восточной армии служило более 10 миллионов мужчин, то есть в каждой немецкой семье кто-то был из вермахта. Как это возможно — назвать простых солдат, офицеров и генералов военными преступниками? Косвенное признание преступлений вермахта пришло в Германию только в начале 90-х годов, когда большая часть виновных были уже либо в глубокой старости, либо скончались. Были организованы выставки, напрямую связывающие вермахт и холокост, а также выявлена основная функция армии в геноциде – выявление и идентификация евреев, постройка концентрационных лагерей и наполнение их несчастными. Историк Ю. Ферстер, разоблачая немецкую армию и её роль во Второй мировой войне, сказал:
«Горькая правда состоит в том, что вермахт стал добровольным подручным Гитлера в его расово-идеологической войне на Востоке. В отношении холокоста вермахт выступал в разных лицах – убийцей, помощником, соучастником».

Но далеко не все ученые-историки в Германии разделяют эту точку зрения. Приведу пример Ф. Ремера, который, описывая ожесточенный характер войны на Восточном фронте, косвенно обвинял в этом советские войска наравне с нацистами. Проблема, по мнению Ремера, была в том, что в начальный период кампании обе стороны настолько замарали себя в крови, что «возвращение к формам «нормальной европейской войны» было исключено». И эта точка зрения, наряду с признанием преступлений вермахта, также имеет место в современной Германии.
alt

Фото: goodreads.com

Гамбургский Институт социальных исследований в 2001 году устроил большой скандал в немецком обществе, когда организовал передвижную выставку "Преступления вермахта" ("Verbrechen der Wehrmacht – Dimensionen des Vernichtungskrieges 1941 bis 1944"), а также издал одноименную книгу. Консервативно настроенная часть немецкого общества (назовем её так) открыто выражала недовольство тем, что вермахт здесь в очередной раз представлялся в виде кровожадного сборища. Правильнее было, по мнению этой части населения, четко разделять преступников СС и честных солдат. На выставке же показали результаты работы четырех боевых групп – А, B, C и D, каждая из которых была численностью до батальона. Эти группы СС работали в рамках групп армии «Центр», «Север» и «Юг» и уничтожали мирное население в 1941-42 годах в четкой координации усилий с тыловыми частями вермахта.
alt

Фото: razboiulpentrutrecut.files.wordpress.com

Интересная предыстория этой выставки. Она родилась в 1995 году, и её организатор Ян Филипп Реемтсма на открытии сказал:
«Цель этой выставки состоит в том, чтобы показать, насколько зыбка была грань между нормой и преступлением, и насколько широким было добровольное участие в массовых убийствах».

Несколько лет выставка курсировала по Германии, вызывала то возмущение («антиисторическое пропагандистское шоу»), то рефлексию от ветеранов вермахта. Один престарелый участник Второй мировой войны выразился:
«Я был простым солдатом Вермахта с 1941 г. до конца войны в России, Италии, Франции и Германии и совершенно не чувствую свою честь ущемленной, если сейчас наконец предпринимается попытка проанализировать роль Вермахта в войне. Утверждение, что преступления совершались СС, тогда как Вермахт всегда оставался благородным и чистым, к сожалению, не соответствует действительности».

В 1999 году некий поляк Богдан Музиалу высказал мнение, что часть из 1433 фотографий на выставке документирует не преступления вермахта, а запечатлевает карательные акции НКВД. Выставку на время закрыли и выяснили, что только 20 фото действительно не имеют отношения к вермахту, а фиксируют действия финских и венгерских частей, а также акции НКВД. В 2001 году "Преступления вермахта" возобновила работу, и подобных обвинений больше не поступало. Однако однозначной реакции она так и вызвала: Христианско-демократический союз Германии до сих пор считает её провокационной и оскорбляющей память о «честном и благородном» вермахте.
alt

Фото: razboiulpentrutrecut.files.wordpress.com

Важным вопросом связи с преступлениями вермахта стал подсчет числа запятнавших себя кровью невинных на Восточном фронте. Здесь у немецких историков нет единства.

Демократически настроенные ученые утверждают, что от 60% до 80% солдат и офицеров вермахта совершали преступления, а это около 6-8 миллионов человек. Мюнхенский историк Дитер Поль считает это чушью и говорит о нескольких десятках тысяч солдат – эта точка зрения очень модна сейчас у консервативного немецкого истеблишмента. Не согласен с демократами историк Ульрих Герберт: он вместе с коллегой Рольфом Дитером Мюллером утверждает, что в вермахте всего 5% личного состава участвовали в убийствах. Более или менее разумное объяснение предлагает историк Г. Кнопп в книге «История вермахта»:

«Разумеется, нельзя предаваться иллюзиям. Солдат, принимавших участие в военных действиях и дислоцированных за линией фронта, едва ли можно делить на “хороших” и “плохих”. Фронтовые солдаты и солдаты тыла были частью преступной войны мировоззрений, и часто только случай решал то, становится солдат преступником или нет, к примеру, если подразделение направлялось на борьбу с партизанами. Учитывая, что 3,3 миллиона солдат вермахта, которые были задействованы в боевых действиях в России в июне 1941 года, и то, что до середины 1942 года было ликвидировано от 7000 до 8000 русских политработников, становится непонятно, как большая часть солдат смогла бы остаться непричастной к этим преступлениям».

Вина за Холокост превыше всего


В современной Германии на первый план при обращении к истории нацизма выход вина за массовое уничтожение евреев в годы Второй мировой войны. Извлечение уроков из нацистских преступлений – «уроков Освенцима» – является неотъемлемым компонентом преподавания истории в школах ФРГ. Включение в школьные учебники материалов по истории Холокоста неразрывно связано с «преодолением прошлого» – сложным процессом общенационального извлечения уроков из истории Третьего рейха, призывом к моральному очищению, к восприятию и осмыслению правды о нацизме, к выработке иммунитета по отношению к тоталитарным идеям, расизму и милитаризму. Именно так выглядит официальная точка зрения на историю 30-40-х годов, и она, безусловно, имеет право быть. Более того, можно утверждать, что историю Холокоста следовало бы более подробно изучать в российских школах, чего сейчас, к сожалению, не наблюдается. В этом смысле полезно взять пример с немецких школьных исторических учебников. Однако дальнейшее изучение восприятия современными немцами реалий Второй мировой войны вызывает недоумение.

Приведем мнение немецких ученых, озабоченных проблемами исторической памяти. Профессор Г. Зимон из Кёльна утверждает, что не все выпускники гимназий в курсе, что Париж был в своё время оккупирован фашистскими войсками. Доктор М. Кейзер из Билефельдского университета говорит о том, что вообще нельзя утверждать, что в немецких школах выработана единая программа преподавания истории Второй мировой войны – все зависит от земли, на которой стоит учебное заведение.

alt

Фото: razboiulpentrutrecut.files.wordpress.com

В умах немецкой профессуры до сих пор, похоже, идет война. Так, приват-доцент упоминаемого Билефельдского университета доктор Х. Хайнц выдал следующее:
«Русские ничего не приобрели от этой войны, они понесли только потери! Это была не великая патриотическая война – это была война небольшой элиты, война аппаратчиков и догматиков… Что это за победа, если вы потеряли 40 миллионов человек убитыми?! Какая же это победа?! Это была победа для генералов, а не для народа! Но как ученый, как специалист в области социальных наук, я не могу утверждать, что русские одержали победу! По моим методологическим и нравственным позициям я индивидуалист. Я думаю только о конкретных людях, о русских. Я не думаю о России. Я вижу миллионы трупов мужчин и женщин, оставшихся без сыновей и супругов. Если погибла такая масса людей, то это значит, что победы не было! Они все должны были идти на похороны, а не устраивать парады и демонстрации! Это – поведение XIX века! В каком-то смысле это реабилитация всех своих политиков и генералов, которые совершили эти ошибки! Но что значит – победа? Что русские вступили в Берлин? Но что это означает в наше время? Это значило что-то во времена Фридриха Великого. Или во времена Цезаря. В наше время не может идти речи о победе, когда убивают миллионы людей! А кто побеждает?.. Такая цена была уплачена ни за что! Но такое у нас представление… Мы говорим сейчас о представлении людей, а не об эмпирических фактах. Результатом войны стало не освобождение Европы, а «холодная война», атомное оружие и все такое, эксплуатация. Освобождение Европы было ценой за развязывание войн в развивающихся странах. Это были показательные войны между Востоком и Западом по поводу различных сфер влияния, и в этих войнах убивали и умирали миллионы... Они были лишены власти в силу так называемого баланса сил, которого на самом деле не было. Это всё идеология! Я думаю, что такое мышление представляет собой предпосылку следующей войны. 9 мая вы должны посещать ваши кладбища и стелы, вспоминать тех молодых людей, которые погибли, не зная, за что!»

Самое неприятное в этой тираде то, что в умах многие наших соотечественников блуждает подобное, и они нередко осмеливаются это озвучивать.

Ключевой идеей «комплекса вины» в Германии выступает, как уже говорилось выше, ответственность за массовый геноцид евреев. В меньшей степени говорится об убийствах сумасшедших и уничтожении цыган. На упреки относительно судьбы советских военнопленных в фашистском Рейхе можно в ответ услышать: «А вы сами как относились к немецким пленным?» Недостаточно уделяется внимания в школах Германии ужасной истории с блокадой Ленинграда и, соответственно, немногие могут внятно рассказать о ней что-то. На втором и третьем месте в памяти немцев стоят военные преступления, которые чинили фашисты на территории республик Советского Союза. А о такой «безделице», как экономический ущерб от военных действий Третьего рейха, вообще говорить не принято.

alt

Фото: razboiulpentrutrecut.files.wordpress.com

При этом в школьные учебники по литературе вошел роман Бернхарда Шлинка «Чтец», который был экранизирован в Голливуде. Напомню вкратце сюжет: 15-летний Михаэль Берг встречается с 36-летней Ханной Шмиц, завязывается роман, перемежающийся чтением книг устами молодого человека – Ханна читать не умела. В итоге оказывается, что Шмиц в годы войны работала в Освенциме надсмотрщицей и виновна в смерти трехсот заключенных. Далее следуют рассуждения о «шестеренке в механизме» и маленьком звене в цепи, которую она «была не в силах разорвать». В общем, в книге и тем более в одноименном фильме формируется образ, вызывающий если не сострадание к Ханне, то сочувствие точно. Надо сказать, что для изучения этого романа в школах Германии используется целый ряд учебных пособий, в которых пошагово объясняется методика работы с «Чтецом». Жизнь героини Ханны Шмиц, заметим, списана с биографии Гермины Райн (в девичестве Браунштайнер), которую известный «охотник за нацистами» Симон Визенталь отловил в 1964 году в Нью-Йорке. Эта милая и малообразованная женщина в Майданеке быстро дослужилась до должности заместителя коменданта женской секции лагеря и за свою жестокость получила у узников прозвище «Кобыла» (она пинала женщин и детей коваными сапогами). А в книге «Чтец» Михаэль нежно называл свою милую Ханну лошадью, потому что у неё «гладка и нежная, а тело сильное и крепкое». Такая вот современная немецкая педагогика!

Let's block ads! (Why?)

 

Готов ли кто бороться за спасение памяти героев Великой Отечественной войны?

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх