Последние комментарии

  • сергей22 июля, 18:54
    А пущай они все летят на...... Юпитер. И не возвращаются.Майк Пенс: американские астронавты полетят на Луну и "там останутся"
  • I. S.22 июля, 18:51
    Один дым из трубы кого хошь деморализует..Лондон признал несостоятельность своих Военно-морских сил
  • Андрей Щеголеватых22 июля, 18:50
    Пенис прав: если долетят, то не вернутся...Майк Пенс: американские астронавты полетят на Луну и "там останутся"
  1. Блоги

Кризис турецкой экономики. Виноват не только Эрдоган

В минувший вторник у побережья Турции был сварен стык, соединяющий морскую и сухопутную части «Турецкого потока». Оператор строительства газопровода South Stream Transport B.V. отрапортовал о завершении всего комплекса работ по созданию газопроводной системы в Черном море. Произошло это буднично. Охочие до публичных мероприятий политики и чиновники двух стран никак не отреагировали на победный рапорт подрядчика.

alt

В Турции началась рецессия

Это можно объяснить тем, что весь «Турецкий поток» пока не готов к эксплуатации. Продолжаются работы по строительству в Турции приёмного терминала в Кыйыкей, и газ через море пойдёт только в конце 2019 года. Тогда же, возможно, и состоятся главные торжества. А вот сегодня Турции не до праздника.

На днях турецкие статистики опубликовали официальные данные об итогах 2018 года. Они показывают: впервые с 2009 года экономика Турции скатилась в рецессию. Так, в четвёртом квартале 2018 года ВВП страны упал по сравнению с предыдущим кварталом на 2,4 процента, а, собственно, третий квартал Турция закончила с минусом в 1,6 процента.

Кризис в экономике всегда ведёт к сокращению потребления энергоресурсов. Вот и Турция в прошлом году закупила у «Газпрома» минимальный за последние шесть лет объем газа – 24 млрд. кубометров. Правда, здесь отчасти сказалась неурегулированность вопроса о цене на российский газ. Периодически проходит информация о том, что споры «Газпрома» с турецкими импортёрами разрешены. Однако затем снова идут сигналы о сохраняющемся напряжении в отношениях между партнёрами.

В марте концерн распространил информацию о сокращении уже в 2019 году на 13 процентов поставок газа в дальнее зарубежье. В «Газпроме» объяснили это теплой погодой в Европе, а также «экономическим кризисом и кризисом неплатежей в Турции, которая ощутимо сокращает отбор газа из России».

Материалы Федеральной таможенной службы подтверждают информацию нашего газового гиганта. По данным ФНС, и в январе 2019 года экспорт из России в Турцию по сравнению с январём 2018 года упал на 17,5 процента. Впрочем, это касается не только газа, но и поставок на турецкий рынок других российских товаров, в частности, зерна пшеницы и металла.

Эксперты относят начало нынешних проблем Турции в 2016 год. Тогда после попытки военного переворота Реджеп Эрдоган устроил расправу над тысячами участников мятежа, а население успокаивал и умиротворял мощным ростом экономики, часто превышающим семь процентов. Даже в прошлом году, когда во втором полугодии экономика начала сдуваться, в целом по году она подросла на 2,6%. (Годом ранее было 7,4%.)

Высокий рост обеспечивался масштабными заимствованиями и серьёзным вливанием денег в экономику. Понятно, что такие меры подхлестнули инфляцию. К прошлому июлю она поднялась до 16 процентов в годовом исчислении. Центробанк Турции попытался стабилизировать положение повышением учётной ставки, но вмешался Эрдоган и запретил это делать.

В итоге инфляция практически вышла из-под контроля, прыгнула к 20 процентам, ровно настолько же обвалилась местная валюта – лира. Она спровоцировала бегство капиталов из страны, а затем – падение промышленного производства и безработицу в 12,3 процента.

Так заполыхал кризис, конца которому пока не видно. Немецкая Stuttgarter Zeitung прогнозирует дальнейшее ухудшение экономической ситуации в Турции. Издание ссылается при этом на состояние турецкого автомобильного рынка, как на один из самых точных индикаторов товарной конъюнктуры.

«После того, как число зарегистрированных новых автомобилей сократилось в прошлом году на 28 процентов, – отмечает Stuttgarter Zeitung, – продажи новых автомобилей в январе 2019 года оказались почти на 60 процентов ниже показателей аналогичного периода прошлого года».

Как Трамп «остудил» перегретую экономику Турции


В случившемся кризисе западные аналитики винят исключительно турецкого лидера Реджепа Эрдогана. Однако это только половина правды. Самые драматические события в экономике Турции начались со второй половины августа, и вот почему.

У Эрдогана разладились отношения с американским президентом Трампом. Серьёзные разногласия возникли сразу по нескольким позициям. Турцию возмущало покровительство Вашингтона видному турецкому общественному деятелю Фетхуллаху Гюлену, обвинённому Анкарой в организации государственного переворота.

Раздражителями Трампа стали арест в турецком Измире американского пастора Эндрю Брансона и сделка Турции с Россией на покупку зенитно-ракетного комплекса С-400. Никто не хотел уступать. Трамп – депортировать в Турцию Гюлена, Эрдоган – освобождать из-под ареста Брансона и разрывать с Россией сделку по С-400.

10 августа 2018 года, когда стороны окончательно рассорились, а суд в Измире отказался освобождать из-под стражи Эндрю Брансона, Дональд Трамп достал из своих запасников санкционную дубину и ударил ею наотмашь по перегретой экономике Турции: Америка с 13 августа удвоила пошлины на импорт стали и алюминия из Турции.

Эта мера серьёзно подрубила экспортные возможности Турецкой Республики. Западные инвесторы санкции Трампа восприняли как сигнал к действию и заторопились выводить свои капиталы из Турции. На валютном рынке страны возникла паника. Объективные наблюдатели именно с этим связывают нарастающее падение турецкой экономики, не прекратившееся по сей день.

Западные СМИ злорадствуют. Американские санкции они воспринимают, как наказание Реджепа Эрдогана за его дружбу с президентом России Владимиром Путиным. Тезис этот весьма спорный. По крайней мере, так видится из России. Можно вспомнить наш сбитый бомбардировщик Су-24, убийство российского посла Андрея Карлова, отказ Анкары от признания Крыма российским, финансирование и политическую поддержку подконтрольного Киеву крымско-татарского Меджлиса, поставку режиму Порошенко турецкого вооружения, включая ударные беспилотники Bayraktar TB2 …

Наконец, в нынешнем году Турция ввела ограничения на проход через черноморские проливы танкеров с российской нефтью. Теперь эти суда по месяцу «парятся» в акваториях прилегающих морей, ожидая своей очереди на вход в Босфор или Дарданеллы. По всему получается, Эрдоган ещё тот друг Путина. Как говорится, при таких друзьях и врагов не надо.

Вдобавок к этой «дружбе» кризис турецкой экономики аукнется и на российских просторах. Ведь в последние годы Турция стала одним из крупнейших торговых партнеров России. На неё приходится около 5 процентов всех российских экспортных поставок. В отдельных отраслях, например, в металлургии, эта доля доходит до 13 процентов. Кроме того, Турция вторая после Египта по объёмам закупок российской пшеницы.

Особняком в этом ряду стоит «Газпром» со своими экспортными планами. Сейчас российский газ идёт в Турцию через проложенный по дну Чёрного моря газопровод «Голубой поток» мощностью 16 млрд. м³ газа в год и примерно такой же объём – по западной ветке через Украину и Балканы.

В прошлом году западная ветка по факту оказалась полупустой (общий объём поставок составил, напомню, 24 млрд. м³ газа). В этом году положение стало ещё хуже. В феврале «Интерфакс» сообщал, что в первой половине месяца поставки газа в Турцию по западному маршруту сократились в четыре раза, а в отдельные дни падали почти до нуля.

Между тем именно на замену западному маршруту строится сегодня «Турецкий поток». Может быть, поэтому так буднично прошла сварка его завершающего стыка, что новый газопровод в перспективе окажется не вполне востребованным? Экономический кризис в Турции и очевидные проблемы в наших двусторонних отношениях говорят в пользу такой трактовки ближайшего будущего газопровода «Турецкий поток».

Let's block ads! (Why?)

 

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх