Последние комментарии

  • Edouard Ter-Arsenian
    Не надо уподобляться украинским националистам и запрещать украинский язык на территории Донбасса,  как те сделали с р...ДНР прощается с украинским языком: новая политика Пушилина
  • Александр Иноземцев
    "...И что-то не припомню, чтобы кому-то предлагали 26% перечислять в банк на свой счет, а не в Пенсионный фонд..." ==...Демографическая катастрофа. Есть ли шанс спасти Россию от вымирания?
  • Лаврентий Палыч Берия
    Если образцы этой КР получены РФ то можно смело закрывать этот проект и начинать мудрить новый.  Насколько опасны стелс-ракеты AGM-158, попавшие в руки России

Украинский береговой ракетный комплекс «Нептун»

В рамках проходящей в Киеве выставки «Оружие и безопасность 2019» украинская оборонная промышленность представила свою новинку – ракетный комплекс «Нептун» на базе шасси грузовых автомобилей повышенной проходимости КрАЗ. Выставка продлится в столице Украины с 8 по 11 октября. Впервые крылатую противокорабельную ракету «Нептун» демонстрировали в Киеве еще в 2015 году.

Но именно теперь комплекс все больше оформляется в российский аналог подвижных береговых ракетных комплексов «Бал», только на шасси новых украинских четырехосных КрАЗов.

alt

Комплекс РК-360МЦ «Нептун»


Советское наследие «Нептуна»


После распада Советского Союза Украине достался достаточно мощный военно-промышленный комплекс. Правда, как и в ВПК Республики Беларусь, у него была одна особенность – низкая доля финишных разработок вооружений и военной техники. В СССР доля Украины в таких разработках составляла всего 7 процентов, сообщает в статье «Выбор для Украины» общероссийская еженедельная газета «Военно-промышленный курьер» (выпуск от 17 июня 2009 года). Как и военно-промышленные комплексы других союзных республик, ВПК Украины в первую очередь был завязан на сотрудничество с ВПК России с поставкой ряда компонентов и комплектующих для сборки готовых изделий. Именно это наряду с общим экономическим кризисом и политической нестабильностью в постсоветский период обусловило плачевное состояние оборонно-промышленного комплекса независимой Украины.

При этом Киев, безусловно, в состоянии самостоятельно разрабатывать и выпускать широкую номенклатуру вооружений и военной техники: от автоматического оружия и грузовых автомобилей до танков и различной легкой бронетехники, а также ракет всех типов и даже боевых кораблей. Другое дело, что восстановление оборонно-промышленного комплекса, а также его развитие и создание новых предприятий и КБ потребует от военно-политического руководства Украины больших усилий. Пока же многие разработки украинских военных компаний, так или иначе, базируются на общем советском наследии наших государств. В этом плане новая украинская противокорабельная ракета Р-360 не является исключением.

Как и российская ракета X-35 из состава комплекса береговой ракетной обороны «Бал», украинский «Нептун» предназначен для поражения надводных целей водоизмещением до 5000 тонн. То есть данная крылатая ракета может использоваться для борьбы с эсминцами, фрегатами, крейсерами и транспортами противника, а также десантными судами и танкодесантными кораблями и баржами, действующими как в составе отдельных корабельных групп и десантных отрядов, так и самостоятельно. Помимо этого, украинская сторона сообщает о том, что ракета может использоваться и для ударов по береговым радиоконтрастным целям. Использование ракеты не зависит от погодных условий и времени суток.

alt

Запуск ракеты Р-360 комплекса «Нептун»

Одного взгляда на новую украинскую ракету достаточно, чтобы понять, что она имеет очень много общего с советской противокорабельной ракетой Х-35, которая была принята на вооружение уже в России в 2003 году. При этом испытания данной крылатой ракеты продолжались с 1983 года. Неспециалист при взгляде на фотографии двух изделий вряд ли сможет отличить одну ракету от другой. Сегодня российская ракета Х-35 может использоваться как с кораблей (ракетный комплекс «Уран»), так и в составе береговых ракетных комплексов «Бал». Возможно также использование с воздушных носителей. Украинская сторона также заявляет ракету Р-360 как универсальную, объявлена возможность применения с наземных пусковых установок (уже проводятся испытательные пуски), с кораблей и самолетов.

За создание новой украинской противокорабельной ракеты отвечают инженеры государственного Киевского конструкторского бюро «Луч». За создание двигателя отвечает объединение «Мотор Сич». Специалисты не сомневаются в том, что новая украинская ракета – это адаптация советских и российских разработок по Х-35 под новые украинские реалии. Учитывая, что СССР рассчитывал развернут сборку корпусов новых противокорабельных ракет X-35 в Харькове на базе Харьковского авиационного завода, а Российская Федерация, начиная с 1993 года, продолжила сотрудничество с Украиной по проекту ракеты X-35, нет оснований сомневаться в том, что украинская сторона обладала необходимым комплектом технической документации. К тому же еще в 2002 году Киев получил от российских партнеров и эталонный образец новой российской ракеты X-35.

Если говорить о силовой установке новой украинской ракеты, то она также ведет свой путь от советских разработок. В основе двухконтурного турбореактивного двигателя МС400 производства запорожской компании «Мотор Сич» лежат аналогические советские двигатели ТРРД-50 и Р-95-300, которые изначально разрабатывались для установки на различные типы дозвуковых летательных аппаратов: крылатых ракет, ракет-мишеней и беспилотников. Естественно, прогресс не стоит на месте. Если для Р-95-300 заявленный сухой вес составлял 95 кг, то для МС400 уменьшился до 85 кг, при этом принципиально это одни и те же двигатели с одинаковой тягой и габаритными характеристиками, просто выполненные на разном технологическом уровне, в первую очередь в плане используемых материалов и способов их обработки.

alt

Состав ракетного комплекса «Нептун»


Состав нового ракетного комплекса береговой обороны уже известен и публиковался в украинских изданиях. В состав комплекса РК-360МЦ включен:

1. Подвижный командный пункт РКП-360, предназначенный для автоматизированного управления частями комплекса береговой обороны, расчет – 5 человек. Максимальное время развертывания на местности – не более 10 минут.

2. Непосредственно сама противокорабельная ракета Р-360 в транспортно-пусковом контейнере ТПК-360. Для ракеты производителем заявлены следующие характеристики: масса – 870 кг, масса БЧ – 150 кг, диаметр ракеты – 380 мм, дальность стрельбы – от 7 до 280 км, высота полета над гребнем волны – от 3 до 10 метров. К особенностям ракеты относят то, что она может использоваться для ударов и по наземным целям.

3. Унифицированная пусковая установка УСПУ-360 на базе шасси четырехосного автомобиля КрАЗ-7634НЕ с колесной формулой 8х8. Установка предназначена для размещения, транспортировки, временного хранения, а также непосредственно самих пусков противокорабельной ракеты Р-360. На каждой пусковой установке имеется четыре таких ракеты.

4. Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-360, которая предназначена для временного хранения, транспортировки и перегрузки четырех ТПК-360. Заявленное время развертывания 10 минут, время перегрузки ракет – до 20 минут, расчет машины – 3 человека.

5. Транспортная машина ТМ-360, предназначенная для временного хранения, размещения и транспортировки ТПК-360.

6. Комплект наземного оборудования.

alt

Подвижный командный пункт РКП-360

Предполагаемая структура ракетного комплекса береговой обороны РК-360МЦ «Нептун»: командный пункт управления; три стартовых батареи по две универсальных пусковых установки в каждой (6 УСПУ-360 и 24 готовых к запуску ракеты); техническая батарея и подразделения обеспечения. В состав технической батареи входят 6 транспортно-заряжающих и 6 транспортных машин (по одной специальной машине на каждую пусковую установку). С учетом имеющихся на них ТПК с ракетами Р-360 общий запас ракет одного комплекса с тремя стартовыми батареями составляет 72 противокорабельных ракеты. Таким образом, комплекс в состоянии единовременно выпустить по надводным целям до 24 ракет, интервал пуска ракет в залпе составляет 3-5 секунд. После залпа комплекс может сменить месторасположение. Заявленное время развертывания комплекса на новых позициях не превышает 15 минут.

В настоящее время комплекс «Нептун» проходит стадию заводских испытаний. В апреле и мае 2019 года в Одесской области проводились стрельбы противокорабельными ракетами Р-360 с универсальных пусковых установок УСПУ-360. Испытания проводятся на государственном испытательном полигоне ВС Украины «Алибей». Согласно пресс-релизу государственной компании «Укроборонпром», в мае испытывалась ракета, оснащенная головкой самонаведения. Однако в том, что испытываемая ракета вообще была оснащена головкой самонаведения, сомневаются в специализированном военном блоге bmpd, который является неформальным изданием, выходящим под эгидой Центра анализа стратегий и технологий. В блоге bmpd считают, что пуск ракеты, как и в апреле 2019 года, осуществлялся по заданной траектории без наведения Р-360 на реальную надводную цель.

КрАЗы для «Нептуна»


В качестве базы для своего ракетного комплекса украинская сторона выбрала грузовые автомобили КрАЗ. На выставке в Киеве демонстрировались новые пусковые установки УСПУ-360 на базе четырехосного шасси КрАЗ 7634НЕ с колесной формулой 8х8. А также подвижный командный пункт РКП-360 и транспортно-заряжающая машина ТЗМ-360, базой для которых послужил хорошо себя зарекомендовавший ранее трехосный КрАЗ 6322 с колесной формулой 6х6. Отличительной особенностью всех представленных машин является наличие бронированной кабины, за разработку которой отвечали специалисты предприятия «Украинская бронетехника». Речь идет о бронированных кабинах аналогичных тем, что устанавливаются сегодня на украинские колесные бронированные машины с противоминной защитой СБА «Варта». Бронирование «Варты» обеспечивает экипажу защиту от огня стрелкового оружия – до бронебойных пуль калибра 7,62х39 мм включительно.
alt

Наибольший интерес представляет новое украинское шасси КрАЗ-7634НЕ. Впервые данная модель была представлена только в январе 2014 года. Машина представляет собой четырехосный автомобиль повышенной проходимости бескапотной компоновки с довольно необычной схемой, при которой кабина располагается перед двигателем. Управляемыми являются первая и вторая оси автомобиля. Шасси повышенной проходимости может использоваться как в гражданском секторе, так и для военных целей, как носитель различных систем вооружений. Помимо использования в составе ракетного комплекса «Нептун», известно о планах применения данного шасси повышенной проходимости в составе разрабатываемой украинской РСЗО «Ольха». Монтажная длина рамы, составляющая 8080 мм, и высокая грузоподъемность (на уровне 27 тонн) позволяют устанавливать на шасси КрАЗ-7634НЕ различные виды современных вооружений.

Изначально на автомобиль планировалось устанавливать ярославский 8-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-7511.10 мощностью 400 л.с., работающий со сцеплением и коробкой передач также ярославского производства. Однако подобная версия, скорее всего, сохранится как опция для машин, отправляемых на экспорт и гражданских версий автомобиля, в то время как украинские военные перейдут на машины с иностранными двигателями. В 2019 году КрАЗ уже представлял данные автомобили с более мощным новым двигателем (460-сильным) и автоматической коробкой переключения передач. В частности, ранее КрАЗ уже устанавливал на трехосные модели грузовых автомобилей двигатели Ford-Ecotorq 9.0L 360PS, а также китайские двигатели компании Weichai.

Let's block ads! (Why?)

 

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх