Военные подземные сооружения бывшей Югославии

На веб-ресурсе "Путеводитель по Сербии" опубликован небезынтересный обширный материал "По следам подземных военных сооружений Югославии" с обзором циклопического строительства массы подземных защищенных военных объектов в бывшей социалистической Югославии, включая историю и современное состояние подземных сооружений в бывших югославских республиках


Ploče-Soline-1

Югославское защищенное скальное укрытие для кораблей Soline, построенное близ Плоче (Хорватия). В районе Плоче были сооружены три таких укрытия с названиями Duba, Brijesta и Soline (с) serbiaonline.

ru




Руководство социалистической Югославии вкладывало средства во всё, что могло быть доказательством мощи, силы, размера и независимости своей страны. Сегодня остатки различных фортификационных и других сооружений разбросаны по странам бывшей СФРЮ. В последние годы интерес к ним значительно вырос.  Многие страны переживают настоящий бум по их изучению и использованию в туристических и просветительских целях. На территории Сербии подземные сооружения начали строить еще в средние века. Подземные тоннели связывали отдельные бастионы в Белградской крепости, вели внутрь городских стен из подземных пещер Ташмайдана. Кроме сербов их создавали и расширяли в разные времена турки, австрийцы, немцы и другие завоеватели.

В Королевстве Югославия, готовясь к грядущей мировой войне, строили подземные объекты в Хан-Пиеске (современная Босния и Герцеговина), в Мали-Зворнике (Сербия), а также в горе Стражевица, недалеко от Белграда (городской район Раковица). Во время Второй мировой войны немцы превратили пещеры Ташмайдана в подземный командный центр для Балкан, где располагался штаб командования „Юго-восток» Вермахта. Они расширили подземные пещеры и связали их сетью тоннелей, превратив в настоящий подземный город с собственным энергоснабжением и телеграфно-телефонным центром. Гарнизон в две тысячи солдат мог продержаться 6 месяцев без связи с внешним миром. Отступая из Белграда, немцы заминировали входы в командный центр. Из семи существовавших входов, теперь действует лишь один – остальные завалены либо до сих пор заминированы. Во время холодной войны бывший командный центр приспособлен для использования как бомбоубежище. Теперь городские власти намерены сделать из заброшенных тоннелей туристические маршруты для туристов.

В социалистической Югославии строительство подземных объектов получило небывалый размах. В1960-е гг. югославские военные были буквально одержимы идеей строительства подземных объектов, способных выдержать атомный удар. Они полагали.   что сокрытие под землей военного потенциала остается эффективным ответом на технологии разведки и преимущества в вооружениях потенциальных противников в будущей войне.  По имеющейся информации от военных экспертов, можно с уверенностью утверждать, что бывшая Югославия в рамках своего военного потенциала имела около 40 военных объектов, имеющих стратегическое значение. Были построены командные пункты родов войск, подземные авиабазы, подземные укрытия для размещения самолётов баз ВВС, имеющих наземные ВВП, скальные укрытиятуннели в прибрежных скалах для размещения в них подводных лодок и катеров, подземные заводы по выпуску военной техники и оружия, укрытия для руководства союзных республик. Самая известная и самая большая в Европе была военно-воздушная база «Желява» близ города Бихач (Объект 505, подземная база Клек).

Готовясь к предстоящим боевым действиям и даже к возможной атомной войне, верховный главнокомандующий маршал Тито поставил задачу перед военными построить сеть секретных объектов – подземных аэродромов, атомных убежищ, подземных гаваней для подводных лодок, подземных заводов для производства оружия и боеприпасов, командных центров для высшего военного командования Югославской Народной Армии. В своей книге югославский генерал-майор в отставке и публицист Мариян Ф. Краньц «Атомные бункеры Тито», изданной в Мариборе (Словения) в 2014 году, даёт список подземных сооружений СФРЮ.

В Сербии их было 7, в Хорватии — 6, в Боснии и Герцеговине — 5, в Словении и Черногории по 3, и 2 в — Македонии. На Адриатическом побережье бывшей Югославии, включая острова, было оборудовано 15 бункеров для субмарин и примерно столько же замаскированных причалов для нужд военно-морского флота. На строительство военных подземных сооружений по данным сегодняшней балканской прессы потрачено 90 миллиардов долларов   – огромная сумма, в основном кредиты, полученные от США. Но это не все объекты, построенные для нужд ЮНА на территории Югославии. Божидар Делич, генерал-полковник сербской армии в отставке говорит, что на территории бывшей Югославии находятся достаточно много неизвестных для широкой публики (никаких цифр он не привёл) подземных сооружений, закрытых для посещения. Так, в Сербии, между городами Прибой и Приеполье, в горах находится огромный подземный комплекс, на строительство которого были затрачены большие денежные средства, но который никогда не был в эксплуатации.

В деле строительства подземных объектов Югославия получила бесценный опыт, который пользовался большим спросом. Некоторые страны – члены движения Неприсоединения, в котором Югославия занимала одну из ведущих позиций, заказывали у югославских строительных фирм постройку подобных объектов. Для Саддама Хуссейна, царя Эфиопии Хайле Селассие и полковника Каддафи югославские специалисты построили в общей сложности 15-20 подземных командных центров. В Ираке и Ливии в начале 21-го века они показали себя неуязвимыми для бомбардировок из воздуха – их пришлось штурмовать группами спецназа. Подземный бункер Саддама Хусейна под его президентским дворцом в Багдаде, спроектированный и построенный югославскими специалистами, был выполнен в виде многоэтажных бункеров глубиной до 50 метров под наземными объектами. В марте 2003-го стены этого бункера выдержали прямое попадание ракет «Томагавк».

В этом материале мы расскажем об истории и дальнейшей судьбе подземных сооружений в республиках бывшей Югославии. Мы не ставили перед собой задачу составить полный список таких объектов, потому что на сегодняшний день это просто нереально. После распада Югославии одни из них были заброшены и разграблены, другие в результате гражданской войны и бомбардировок НАТО разрушены, другие объекты находятся в ведении Вооружённых сил бывших союзных республик и продолжают выполнять свои функциональные задачи. Некоторые объекты получили вторую жизнь, став туристическими аттракционами, художественными галереями, подземными хранилищами для вина и плантациями для разведения грибов. Есть и такие объекты, строительство которых было остановлено по разным причинам, и они так и остались недостроенными.


Читать материал полностью


Источник ➝

Новая сетевая система ODIN технической поддержки истребителей F-35

Оригинал взят у коллеги andrej_kraft  в Спасти мир от АЛИСЫ должен ÓДИН


1305138_original

Истребители Lockheed Martin F-35A Lightning II (номера ВВС США 13-5066/LF и 15-5189/LF) из состава 308-й истребительной эскадрильи 56-го истребительного крыла ВВС США, прибывшие в Финляндию на авиабазу Пирккала для проведения летных испытаний HX Challenge 2020 в рамках конкурса по программе HX на новый истребитель ВВС Финляндии, 10.02.2020 (с) Helsinki Times


Удивительные новости потоком пошли из США сразу после рождественских праздников.
Во время слушаний на Капитолийском холме 14 января царица закупок Пентагона (DoD acquisition czar) Эллен Лорд достаточно неожиданно для следящих за темой заявила, что систему логистики ALIS у F-35 заменят сетью данных ODIN. В тот же день об этом событии сообщило агентство Reuters, а через неделю 21 января появилось разъяснение на официальной странице офиса JSF. Такую новость представили в виде одного из самых важных последних достижений программы F-35 на презентации в Финляндии во время испытаний истребительного тендера HX Challenge 2020.



1311156_600

© KawaiiKitty300 / Irina Nordsol Kuzmina


Зная, насколько трепетно коллега jr0 относится к данной теме, на всякий случай предупреждаю, что ни я, ни afirsov к написанию нижеследующей статьи отношения не имеем. Хотя ее автор на странице и не указан, он где-то там, унутре сайта strategypage.com. К нему и все претензии. Готов нести всю полноту ответственность за примечания, соответствующим образом выделенные в тексте. Хотя и они большей частью честно потырены из другой статьи, автор которой John A. Tirpak.

Логистика: ODIN заменяет ALIS

8 февраля 2020 года

Несколько хороших новостей недавно получили американские и иностранные пользователи F-35, когда в январе 2020 года объявили, что Информационную систему автономной логистики ALIS (Autonomic Logistics Information System) заменят Интегрированной сетью операционных данных ODIN (Operational Data Integrated Network). Первые аппаратные компоненты с поддержкой возможностей ODIN начнут поставлять в конце 2020 года, а достижение полной готовности новой системы к работе ожидается к декабрю 2022 года.

ALIS была большой проблемой, потому что она не работала. А когда казалось, что она всё-таки работает, часто оказывалась, что она работала против пользователя. Разрабатываемую более десяти лет, ALIS называли готовой к использованию в 2016-м, или в 2017-м, или в 2018 году, в зависимости от того, кого об этом спрашивали. Разработка ALIS уже обошлась более чем в полмиллиарда долларов, и в конце 2018 года разработчик (Lockheed-Martin, производитель F-35) получил контракт на создание новой версии ALIS, которая должна работать.

ODIN – новая система, и она использует преимущества более современных технологий, таких как эффективные инструменты разработки программного обеспечения (ПО), которые ускоряют работу приложений. Новые приложения проще в использовании, обслуживании и обновлении. Была сформирована новая команда разработчиков, в которую вошла одна из новаторских фирм по разработке ПО.


ODIN отличается от ALIS тем, что его разработкой и использованием руководит уже не производитель, а офис программы F-35 (JPO), "используя усилия правительственных и отраслевых партнеров, таких как Kessel Run [подразделение разработки ПО ВВС США], 309-й группы разработки ПО [309th Software Engineering Group, Hill AFB, Utah], центра боевого применения информационных систем ВМС [Naval Information Warfare Center], а также компаний Lockheed Martin, и Pratt & Whitney", – сообщил в заявлении JPO исполнительный директор программы F-35 генерал-лейтенант ВВС США Эрик Фик. Чтобы достичь высокого уровня технической готовности и добиться соответствия эксплуатационным требованиям ODIN будет использовать " гибкие методы разработки и поставки ПО от Kessel Run, а также инвестиции Lockheed Martin", добавил он. Неофициальное предложение от Lockheed Martin включает в себя инвестиций в более эффективные методы и оборудование на сумму более миллиарда долларов, которые правительство компенсирует им позднее. Пентагон рассматривает это предложение.


Интересный нюанс. Отдел программного обеспечения ВВС (Air Force software shop), который "пристегнули" от ВВС к решению проблем с ПО ALIS официально назвали проектом "Безумный Шляпник" (Mad Hatter F-35 Lightning II Joint Strike Fighter software project), обыграв аллюзии от названия ALIS и имени Алисы из "Through the Looking Glass" Льюиса Кэрролла. В сравнении с ними Kessel Run и очевидный намек на Millennium Falcon Хана Соло-Лукаса смотрятся куда как выигрышней.


002

10 апреля 2019 года майор Дженнифер Каннегаард (слева), ведет свою команду разработчиков ПО в рабочую зону 57th Wing Bolt Aircraft maintenance unit. Зацените подход – майор в цивильном, чтобы не травмировать своих техногиков видом униформы. Каннегаард является продукт-менеджером проекта Mad Hatter на авиабазе Неллис (Nellis AFB, Nev), где "борьбу" с ALIS начали только весной прошлого года © US Air Force / A1C Bailee Darbaise


[Как указывалось выше,] компания Lockheed-Martin тоже участвует, но больше не отвечает за новую систему, их основным вкладом [кроме финансирования НИОКР] станет предоставление разработчикам ODIN информации о том, " чего следует избегать и/или исправить" – длинного списка вещей, которые пошли не так в ALIS и почему. Перечень проблем для решения ODIN включает все жалобы пользователей на ALIS, которые требовали исправления, а также те их предложения, которые так никогда и не были приняты.

Новая система также должна обрабатывать все новые данные о производительности F-35, от которых иногда задыхалась ALIS. Доступ к информации ODIN потенциально облегчится за счет использование облачной системы хранения данных [вместо корпоративных серверов Lockheed-Martin].

"Низкое качество данных – это главный риск для производительности системы нового и следующего поколения", – заявили в офисе программы F-35. "Именно поэтому JPO в первую очередь отдает приоритет созданию новой интегрированной среды данных, используя лучшие коммерческие методы управления данными, четко определенные и упрощенные системы записи, а также надежные показатели качества данных и их отслеживания». Сеть ODIN будет "облачной системой, которая включает новую интегрированную среду данных и новый набор ориентированных на пользователя приложений".

Согласно JPO, переход на ODIN обеспечит "мониторинг производительности системы в режиме реального времени и автоматический сбор информации о производительности, а также бесперебойное управление заказами на запасные части, техническое обслуживание и информацию о производительности программы".

Компания Lockheed-Martin в сотрудничестве с ВВС и ВМС США создавала саму ALIS и ее ПО для более эффективного обслуживания авиационной техники. Первоначально она разрабатываемая исключительно под требования F-35 в качестве АСУ логистикой и техническим обслуживанием. Но при этом планировалось, что в конечном итоге американские военные станут использовать ALIS и с большинством других типов летательных аппаратов. По замыслу, ALIS давала не просто возможность автоматизированного заказа запасных частей, оборудования и услуг по техническому обслуживанию. Предполагалось, что ALIS будет интегрирована с системами ПО, которые используются пилотами и подразделениями F-35 для планирования боевого использования. ALIS также был ключевым компонентом сбора и предоставления данных по F-35 всех стран-пользователей для управления использованием их авиапарком. Предполагалось, что эту информацию Lockheed Martin будет использовать для определения потребностей в обновлениях или исправлениях, необходимых для компонентов F-35.

Но ALIS – это больше, чем просто удобный сервис для заказа запасных частей, а также других расходных материалов и услуг по F-35. Система также включает аналитические возможности, которые на основе текущего состояния выявляют тенденции сбоев в производительности и долговечности деталей, прогнозируют отказы отдельных элементов и подсистем F-35, [а также другие проблемы, вплоть до увеличения ЭПР из-за повреждений радиопоглощающего покрытия при полетах или после технического обслуживания машин на земле].

Так задумывалась работа ALIS.

Но в реальности всё оказалось "чуть-чуть" иначе. Самое простое - ALIS также долго загружалась и обновлялась. Но при этом еще вместо оптимальных графиков обслуживания различных элементов двигателя и планера ALIS генерировала ложные тревоги, что приводило к ненужным действиям по обслуживанию машин. Чрезвычайно трудоемкие требования к вводу данных в систему отягощались неуклюжими интерфейсами. Отчеты ревизионного управления правительству свидетельствовали, что ALIS приводит к росту норм человеко-часов и сложности обслуживания F-35. Так, в отчете за ноябрь 2019 года приведен пример, что только в одном подразделении ВВС США затрачивают "более 45 000 часов в год для решения дополнительных задач и ручного поиска обходных путей, потому что ALIS не функционировала" так, как предполагалось.

У иностранных клиентов были дополнительные жалобы, потому что ALIS им навязали. Один из этих клиентов, Израиль, категорически отказался зависеть от ALIS для обслуживания F-35 и других связанных с ним услуг. Другая проблема, с которой сталкивались иностранные клиенты [из Норвегии, Италии и Австралии], заключалась в том, что все данные об их поддерживаемых ALIS самолетах переправлялась обратно в Соединенные Штаты, а по местному законодательству некоторые из этих данных считаются секретными, например, кто проводил вылет и для чего. Разумеется, иностранных клиентов также беспокоили постоянные проблемы с разработкой ПО.


003 004

Норвежско-итальянская лаборатория перепрограммирования NIRL в составе Центра перепрограммирования JPO F-35 © Offisersbladet

005 006


Ещё есть американские политические проблемы, связанные с ALIS и F-35. Например, Lockheed-Martin, чтобы получить максимальную политическую поддержку F-35, выбирала поставщиков, ориентируясь на то, где они находились, в дополнение к тому, что они могли сделать. Это обычная практика с целью заполучить поставщиков в как можно большем количестве из представленных в Конгрессе 435 округов, чтобы заручиться поддержкой их политиков, особенно в тех, которые могут влиять на принятие решений по финансированию программы F-35. На практике это означает, что субподрядчиков намного больше, чем нужно на самом деле. А ведь известно, что безопасность в любой сетевой системе снабжения зависит от слабости каждой подключенной к ней отдельной компании.

При тестировании сетевой безопасности ALIS ее фактическая и потенциальная уязвимость для хакеров была признана как основная проблема. [Выявленная в ранних версиях ALIS, она стала еще одной причиной для перестройки системы с учетом новых потребностей в кибербезопасности. Однако до настоящего времени защита от взлома и кражи данных не считается целиком удовлетворительной.] Если противник проникнет в ALIS, он будет знать все, что происходит и что планируется делать со всем парком F-35, который, в конечном счете, будет насчитывать несколько тысяч самолетов. Эта новая уязвимость – темная сторона многих преимуществ, связанных с использованием сетей и новыми аналитическими возможностями. Исправить это сложно, потому что в дело вовлечено так много поставщиков, а требования иностранных пользователей сделали задачу еще более непростой. Но исправлять это нужно.

Разработка ALIS, ее развертывание, обслуживание и повышение устойчивости к атакам сами по себе были многомиллиардной программой. Теперь ALIS стала еще одним примером неэффективного управления крупным проектом разработки ПО для Министерства обороны, который не только не давал указанных преимуществ, но фактически ухудшал ситуацию, которую лбещали улучшить. Текущие пользователи проводят все больше и больше времени, копаясь в багах ALIS, а не занимаясь самолетами. ALIS считается пассивом, а не активом, и многие пользователи разработали или адаптировали другое ПО для решения тех задач, для которых предназначалась ALIS, например, для определения того, какие F-35 готовы к бою, а какие требуют какого-либо обслуживания [Интересно, на кого здесь намекают? С Израилем все ясно, но зачем множественное число – снова Норвегия и Италия?].

Система ALIS должна была стать примером успеха в эффективном использовании ПО для управления эксплуатацией сложных авиационных систем. Вместо этого ALIS является примером проблемы, которой не хотят новые покупатели F-35. Даже если бы ALIS удалось довести до уровня соответствия первоначальным обещаниям, многие пользователи, особенно иностранные, все равно будут опасаться использовать систему, не доверяя ей свои секреты. Все это как бы намекало, что ALIS нужно менять, причем возможно скорее. Видимо, именно здесь кроется основная причина столь быстрого продвижения проекта ODIN.

Время покажет, станет ли ODIN реальным решением проблемы или просто еще одной ALIS под слоем новой краски и в очень дорогой упаковке.


Посол РФ в Турции получил угрозу о «возведении небоскрёбов из черепов российских военных»

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх