Вовремя выйти на рубеж. Робототехнический ракетный комплекс от MBDA и MILREM

Многие современные образцы военной техники являются плодом успешного сотрудничества нескольких компаний-разработчиков. Кроме того, популярен подход с объединением нескольких существующих образцов в новый комплекс. Европейские компании MBDA и Milrem Robotics использовали оба таких подхода, результатом чего стал перспективный робототехнический комплекс с управляемым ракетным вооружением.

Вовремя выйти на рубеж. Робототехнический ракетный комплекс от MBDA и MILREM

Макетный образец РТК на выставке DSEI 2019. Фото Overtdefense.com

Премьерный показ


Перспективный РТК с ракетным вооружением пока не получил собственного названия, и его именуют по основным компонентам.
Макетный образец такой системы впервые показали в сентябре в ходе лондонской выставки DSEI 2019. В этом году выставка в очередной раз подтвердила свой статус одной из главных площадок для премьерных показов новых европейских разработок.

Боевой РТК стал результатом сотрудничества эстонской компании MILREM Robotics и международной MBDA Missile Systems. При этом сотрудничество было достаточно простым. Две компании объединили существующие проекты и на их основе создали совершенно новый образец роботизированной военной техники.

Эстонская компания предоставила для РТК свое универсальное шасси THeMIS. Это изделие уже несколько лет активно продвигается на международном рынке и регулярно становится основой для специализированных образцов. На этот раз его вооружили управляемыми ракетами Brimstone разработки компании MBDA.

Авторы проекта указывают, что новый РТК предназначен для борьбы с бронетанковыми подразделениями вероятного противника. За счет использования готового отработанного шасси с высокими характеристиками комплекс должен своевременно выходить на заданный рубеж, а ракеты обеспечат поражение целей. Важной особенностью становится существенный боезапас робота. В предыдущих проектах на платформу от MILREM ставили только одну ракету, а теперь она несет шесть.

Коммерческие перспективы новой разработки остаются неясными. Пока отсутствует какая-либо информация об интересе со стороны возможных заказчиков, не говоря уже о подписании контрактов. Впрочем, подобные новости могут появиться в обозримом будущем.

Базовое шасси


Основой нового РТК является дистанционно управляемая платформа THeMIS разработки MILREM Robotics. Она представляет собой гусеничное шасси характерной архитектуры. Все собственные устройства шасси размещены в двух боковых корпусах, каждый из которых несет гусеницу. Друг с другом корпуса соединены центральной платформой, пригодной для монтажа различных систем, вооружений и т.д.
alt
Противотанковые комплексы на огневой позиции. Рисунок MBDA Missile Systems / mbda-systems.com

Благодаря этому изделие THeMIS может нести груз, различное оборудование и оружие – вплоть до управляемых ракет. Уже построено и испытано несколько версий специализированных РТК различного назначения с тем или иным оснащением или оружием. Несколько схожих образцов пока демонстрируются только в виде рекламных материалов.

THeMIS имеет длину 2,4 м при ширине 2 м. Собственная масса – 1630 кг, полезная нагрузка – до 750 кг. Используется комбинированная силовая установка с дизельным двигателем, электромоторами и аккумуляторами. Управление осуществляется по радиоканалу; на борту присутствует набор камер и датчиков для вождения. Имеется возможность управления полезной нагрузкой.

В существующем виде THeMIS может работать на удалении до 1,5 км от оператора. Продолжительность работы зависит от режима энергоустановки. Гибридный режим обеспечивает 15 ч работы, аккумуляторы – не более 1-1,5 ч.

Целевое оборудование


Безымянный совместный проект предлагает монтировать на шасси THeMIS несколько новых устройств. В передней части грузовой платформы ставится вертикальный щиток, прикрывающий прочие агрегаты. За ним монтируется качающаяся прямоугольная пусковая установка для ракет.

Установка выполнена в виде защищенного короба с креплениями для контейнеров с ракетами. Перед пуском установка должна подниматься на определенный угол, при этом ее передний срез оказывается выше щитка шасси. Далее может осуществляться стрельба управляемой ракетой. В габаритах платформы THeMIS удалось разместить шесть ракет Brimstone – в два ряда по три единицы.

Пусковая установка весит порядка 100 кг. Свыше 300 кг приходится на шесть ТПК с ракетами. Таким образом, новое оснащение не только полностью укладывается в ограничения базового шасси, но и оставляет солидный запас грузоподъемности.

alt
Платформа MILREM THeMIS и варианты ее оснащения. Рисунок MILREM Robotics / milremrobotics.com

Новый РТК вооружается управляемыми ракетами MBDA Brimstone. Такая ракета представляет собой универсальное оружие для сухопутных и воздушных платформ, предназначенное для поражения наземных целей разных типов. В данном случае применяется ракета, приспособленная к пуску с земли из ТПК.

Ракета Brimstone имеет цилиндрический корпус диаметром 180 мм и длиной 1,8 м с двумя наборами плоскостей, в головной и хвостовой частях. Она оснащена твердотопливным двигателем и тандемной кумулятивной боевой частью для поражения защищенных целей. Взрыватель – контактный.

Ракета оснащена комбинированной системой наведения, включающей несколько разных приборов и обеспечивающей применение по принципу «запустил-забыл». В приборном отсеке помещаются автопилот и инерциальная навигационная система для управления на начальном участке траектории. Также имеются активная радиолокационная ГСН миллиметрового диапазона и полуактивная лазерная головка. Две ГСН могут использоваться самостоятельно или одновременно – в зависимости от особенностей боевой задачи.

На макетном образце и в рекламных материалах по новому РТК отсутствуют какие-либо видимые оптические или радиолокационные средства поиска целей. Вполне возможно, что представленная машина является лишь самоходной пусковой установкой, тогда как поиск и распределение целей должны осуществляться иным образцом. Нельзя исключать, что такой разведчик-целеуказатель тоже может строиться на эстонском шасси.

Перспективы проекта


Совместный проект MBDA и MILREM Robotics достаточно интересен. Он продолжает идеологию двух базовых проектов: платформа MILREM THeMIS получает новый вариант вооружения, а универсальная ракета Brimstone расширяет круг своих носителей. Соединение двух этих изделий в одном РТК приводит к весьма любопытным последствиям.

Платформа THeMIS уже достаточно давно присутствует на всех основных выставках, проходит испытания и получает высокие оценки. Монтаж новой пусковой установки полностью подтверждает ее потенциал в качестве универсального носителя различных полезных нагрузок. Кроме того, этот факт может стать дополнительной рекламой для шасси и различных образцов на его основе.

alt
Ракеты Brimstone на внешней подвеске летательного аппарата. Фото MBDA Missile Systems / mbda-systems.com

Ракета Brimstone уже состоит на вооружении нескольких стран и тоже получает высокие оценки. Компания MBDA регулярно представляет новые варианты ракетных комплексов на ее основе, в т.ч. сухопутных – очередной образец такого рода построили на роботизированном шасси.

Соединение двух удачных образцов привело к появлению многообещающего боевого РТК. К его преимуществам можно отнести малые размеры и массу, достаточно высокую подвижность и возможность работы на удалении от оператора, что сокращает риски для последнего. При всем этом, гусеничное шасси несет современные эффективные управляемые ракеты, способные поражать широкий спектр целей в радиусе нескольких километров. Наибольшую эффективность такой РТК может показать при работе в качестве противотанкового средства.

В теории, такие РТК могут действовать самостоятельно или группами. С их помощью можно организовать или усилить противотанковую оборону на опасном участке. Противнику будет сложно вовремя обнаружить угрозу и принять меры по ее ликвидации. При этом подразделение роботов способно нести крупный общий боекомплект, достаточный для выведения из строя значительного числа целей.

Имеются и недостатки. Главный – наличие радиоканала управления, подверженного воздействию средств РЭБ противника. Отсутствие собственных средств поиска целей существенно усложняет весь противотанковый комплекс и может затруднять его эксплуатацию. Кроме того, выведение из строя робота-разведчика исключает дальнейшее эффективное применение самоходных пусковых установок. Проблемой могут стать и ограниченные характеристики шасси THeMIS. Из-за малых габаритов и массы эта платформа по проходимости существенно уступает более крупным армейским машинам.

Тем не менее, совместный проект MILREM Robotics и MBDA представляет большой интерес уже на уровне концепции. Универсальная робототехническая платформа объединяется с универсальными управляемыми ракетами, в результате чего получается совершенно новый ракетный комплекс. Образец такого рода имеет определенные коммерческие перспективы и вполне способен заинтересовать некоторых заказчиков. Кроме того, такая концепция может получить развитие в новых проектах.

Пока перспективный ракетный комплекс на базе роботизированного шасси демонстрировался только на выставке. При наличии интереса со стороны потенциальных заказчиков комплекс могут довести до следующих этапов и вывести на рынок. Время покажет, насколько удачной оказалась новая разработка – и сколько заказчиков решили внедрить новые идеи в своих армиях.

Let's block ads! (Why?)

 

Источник ➝

Новая сетевая система ODIN технической поддержки истребителей F-35

Оригинал взят у коллеги andrej_kraft  в Спасти мир от АЛИСЫ должен ÓДИН


1305138_original

Истребители Lockheed Martin F-35A Lightning II (номера ВВС США 13-5066/LF и 15-5189/LF) из состава 308-й истребительной эскадрильи 56-го истребительного крыла ВВС США, прибывшие в Финляндию на авиабазу Пирккала для проведения летных испытаний HX Challenge 2020 в рамках конкурса по программе HX на новый истребитель ВВС Финляндии, 10.02.2020 (с) Helsinki Times


Удивительные новости потоком пошли из США сразу после рождественских праздников.
Во время слушаний на Капитолийском холме 14 января царица закупок Пентагона (DoD acquisition czar) Эллен Лорд достаточно неожиданно для следящих за темой заявила, что систему логистики ALIS у F-35 заменят сетью данных ODIN. В тот же день об этом событии сообщило агентство Reuters, а через неделю 21 января появилось разъяснение на официальной странице офиса JSF. Такую новость представили в виде одного из самых важных последних достижений программы F-35 на презентации в Финляндии во время испытаний истребительного тендера HX Challenge 2020.



1311156_600

© KawaiiKitty300 / Irina Nordsol Kuzmina


Зная, насколько трепетно коллега jr0 относится к данной теме, на всякий случай предупреждаю, что ни я, ни afirsov к написанию нижеследующей статьи отношения не имеем. Хотя ее автор на странице и не указан, он где-то там, унутре сайта strategypage.com. К нему и все претензии. Готов нести всю полноту ответственность за примечания, соответствующим образом выделенные в тексте. Хотя и они большей частью честно потырены из другой статьи, автор которой John A. Tirpak.

Логистика: ODIN заменяет ALIS

8 февраля 2020 года

Несколько хороших новостей недавно получили американские и иностранные пользователи F-35, когда в январе 2020 года объявили, что Информационную систему автономной логистики ALIS (Autonomic Logistics Information System) заменят Интегрированной сетью операционных данных ODIN (Operational Data Integrated Network). Первые аппаратные компоненты с поддержкой возможностей ODIN начнут поставлять в конце 2020 года, а достижение полной готовности новой системы к работе ожидается к декабрю 2022 года.

ALIS была большой проблемой, потому что она не работала. А когда казалось, что она всё-таки работает, часто оказывалась, что она работала против пользователя. Разрабатываемую более десяти лет, ALIS называли готовой к использованию в 2016-м, или в 2017-м, или в 2018 году, в зависимости от того, кого об этом спрашивали. Разработка ALIS уже обошлась более чем в полмиллиарда долларов, и в конце 2018 года разработчик (Lockheed-Martin, производитель F-35) получил контракт на создание новой версии ALIS, которая должна работать.

ODIN – новая система, и она использует преимущества более современных технологий, таких как эффективные инструменты разработки программного обеспечения (ПО), которые ускоряют работу приложений. Новые приложения проще в использовании, обслуживании и обновлении. Была сформирована новая команда разработчиков, в которую вошла одна из новаторских фирм по разработке ПО.


ODIN отличается от ALIS тем, что его разработкой и использованием руководит уже не производитель, а офис программы F-35 (JPO), "используя усилия правительственных и отраслевых партнеров, таких как Kessel Run [подразделение разработки ПО ВВС США], 309-й группы разработки ПО [309th Software Engineering Group, Hill AFB, Utah], центра боевого применения информационных систем ВМС [Naval Information Warfare Center], а также компаний Lockheed Martin, и Pratt & Whitney", – сообщил в заявлении JPO исполнительный директор программы F-35 генерал-лейтенант ВВС США Эрик Фик. Чтобы достичь высокого уровня технической готовности и добиться соответствия эксплуатационным требованиям ODIN будет использовать " гибкие методы разработки и поставки ПО от Kessel Run, а также инвестиции Lockheed Martin", добавил он. Неофициальное предложение от Lockheed Martin включает в себя инвестиций в более эффективные методы и оборудование на сумму более миллиарда долларов, которые правительство компенсирует им позднее. Пентагон рассматривает это предложение.


Интересный нюанс. Отдел программного обеспечения ВВС (Air Force software shop), который "пристегнули" от ВВС к решению проблем с ПО ALIS официально назвали проектом "Безумный Шляпник" (Mad Hatter F-35 Lightning II Joint Strike Fighter software project), обыграв аллюзии от названия ALIS и имени Алисы из "Through the Looking Glass" Льюиса Кэрролла. В сравнении с ними Kessel Run и очевидный намек на Millennium Falcon Хана Соло-Лукаса смотрятся куда как выигрышней.


002

10 апреля 2019 года майор Дженнифер Каннегаард (слева), ведет свою команду разработчиков ПО в рабочую зону 57th Wing Bolt Aircraft maintenance unit. Зацените подход – майор в цивильном, чтобы не травмировать своих техногиков видом униформы. Каннегаард является продукт-менеджером проекта Mad Hatter на авиабазе Неллис (Nellis AFB, Nev), где "борьбу" с ALIS начали только весной прошлого года © US Air Force / A1C Bailee Darbaise


[Как указывалось выше,] компания Lockheed-Martin тоже участвует, но больше не отвечает за новую систему, их основным вкладом [кроме финансирования НИОКР] станет предоставление разработчикам ODIN информации о том, " чего следует избегать и/или исправить" – длинного списка вещей, которые пошли не так в ALIS и почему. Перечень проблем для решения ODIN включает все жалобы пользователей на ALIS, которые требовали исправления, а также те их предложения, которые так никогда и не были приняты.

Новая система также должна обрабатывать все новые данные о производительности F-35, от которых иногда задыхалась ALIS. Доступ к информации ODIN потенциально облегчится за счет использование облачной системы хранения данных [вместо корпоративных серверов Lockheed-Martin].

"Низкое качество данных – это главный риск для производительности системы нового и следующего поколения", – заявили в офисе программы F-35. "Именно поэтому JPO в первую очередь отдает приоритет созданию новой интегрированной среды данных, используя лучшие коммерческие методы управления данными, четко определенные и упрощенные системы записи, а также надежные показатели качества данных и их отслеживания». Сеть ODIN будет "облачной системой, которая включает новую интегрированную среду данных и новый набор ориентированных на пользователя приложений".

Согласно JPO, переход на ODIN обеспечит "мониторинг производительности системы в режиме реального времени и автоматический сбор информации о производительности, а также бесперебойное управление заказами на запасные части, техническое обслуживание и информацию о производительности программы".

Компания Lockheed-Martin в сотрудничестве с ВВС и ВМС США создавала саму ALIS и ее ПО для более эффективного обслуживания авиационной техники. Первоначально она разрабатываемая исключительно под требования F-35 в качестве АСУ логистикой и техническим обслуживанием. Но при этом планировалось, что в конечном итоге американские военные станут использовать ALIS и с большинством других типов летательных аппаратов. По замыслу, ALIS давала не просто возможность автоматизированного заказа запасных частей, оборудования и услуг по техническому обслуживанию. Предполагалось, что ALIS будет интегрирована с системами ПО, которые используются пилотами и подразделениями F-35 для планирования боевого использования. ALIS также был ключевым компонентом сбора и предоставления данных по F-35 всех стран-пользователей для управления использованием их авиапарком. Предполагалось, что эту информацию Lockheed Martin будет использовать для определения потребностей в обновлениях или исправлениях, необходимых для компонентов F-35.

Но ALIS – это больше, чем просто удобный сервис для заказа запасных частей, а также других расходных материалов и услуг по F-35. Система также включает аналитические возможности, которые на основе текущего состояния выявляют тенденции сбоев в производительности и долговечности деталей, прогнозируют отказы отдельных элементов и подсистем F-35, [а также другие проблемы, вплоть до увеличения ЭПР из-за повреждений радиопоглощающего покрытия при полетах или после технического обслуживания машин на земле].

Так задумывалась работа ALIS.

Но в реальности всё оказалось "чуть-чуть" иначе. Самое простое - ALIS также долго загружалась и обновлялась. Но при этом еще вместо оптимальных графиков обслуживания различных элементов двигателя и планера ALIS генерировала ложные тревоги, что приводило к ненужным действиям по обслуживанию машин. Чрезвычайно трудоемкие требования к вводу данных в систему отягощались неуклюжими интерфейсами. Отчеты ревизионного управления правительству свидетельствовали, что ALIS приводит к росту норм человеко-часов и сложности обслуживания F-35. Так, в отчете за ноябрь 2019 года приведен пример, что только в одном подразделении ВВС США затрачивают "более 45 000 часов в год для решения дополнительных задач и ручного поиска обходных путей, потому что ALIS не функционировала" так, как предполагалось.

У иностранных клиентов были дополнительные жалобы, потому что ALIS им навязали. Один из этих клиентов, Израиль, категорически отказался зависеть от ALIS для обслуживания F-35 и других связанных с ним услуг. Другая проблема, с которой сталкивались иностранные клиенты [из Норвегии, Италии и Австралии], заключалась в том, что все данные об их поддерживаемых ALIS самолетах переправлялась обратно в Соединенные Штаты, а по местному законодательству некоторые из этих данных считаются секретными, например, кто проводил вылет и для чего. Разумеется, иностранных клиентов также беспокоили постоянные проблемы с разработкой ПО.


003 004

Норвежско-итальянская лаборатория перепрограммирования NIRL в составе Центра перепрограммирования JPO F-35 © Offisersbladet

005 006


Ещё есть американские политические проблемы, связанные с ALIS и F-35. Например, Lockheed-Martin, чтобы получить максимальную политическую поддержку F-35, выбирала поставщиков, ориентируясь на то, где они находились, в дополнение к тому, что они могли сделать. Это обычная практика с целью заполучить поставщиков в как можно большем количестве из представленных в Конгрессе 435 округов, чтобы заручиться поддержкой их политиков, особенно в тех, которые могут влиять на принятие решений по финансированию программы F-35. На практике это означает, что субподрядчиков намного больше, чем нужно на самом деле. А ведь известно, что безопасность в любой сетевой системе снабжения зависит от слабости каждой подключенной к ней отдельной компании.

При тестировании сетевой безопасности ALIS ее фактическая и потенциальная уязвимость для хакеров была признана как основная проблема. [Выявленная в ранних версиях ALIS, она стала еще одной причиной для перестройки системы с учетом новых потребностей в кибербезопасности. Однако до настоящего времени защита от взлома и кражи данных не считается целиком удовлетворительной.] Если противник проникнет в ALIS, он будет знать все, что происходит и что планируется делать со всем парком F-35, который, в конечном счете, будет насчитывать несколько тысяч самолетов. Эта новая уязвимость – темная сторона многих преимуществ, связанных с использованием сетей и новыми аналитическими возможностями. Исправить это сложно, потому что в дело вовлечено так много поставщиков, а требования иностранных пользователей сделали задачу еще более непростой. Но исправлять это нужно.

Разработка ALIS, ее развертывание, обслуживание и повышение устойчивости к атакам сами по себе были многомиллиардной программой. Теперь ALIS стала еще одним примером неэффективного управления крупным проектом разработки ПО для Министерства обороны, который не только не давал указанных преимуществ, но фактически ухудшал ситуацию, которую лбещали улучшить. Текущие пользователи проводят все больше и больше времени, копаясь в багах ALIS, а не занимаясь самолетами. ALIS считается пассивом, а не активом, и многие пользователи разработали или адаптировали другое ПО для решения тех задач, для которых предназначалась ALIS, например, для определения того, какие F-35 готовы к бою, а какие требуют какого-либо обслуживания [Интересно, на кого здесь намекают? С Израилем все ясно, но зачем множественное число – снова Норвегия и Италия?].

Система ALIS должна была стать примером успеха в эффективном использовании ПО для управления эксплуатацией сложных авиационных систем. Вместо этого ALIS является примером проблемы, которой не хотят новые покупатели F-35. Даже если бы ALIS удалось довести до уровня соответствия первоначальным обещаниям, многие пользователи, особенно иностранные, все равно будут опасаться использовать систему, не доверяя ей свои секреты. Все это как бы намекало, что ALIS нужно менять, причем возможно скорее. Видимо, именно здесь кроется основная причина столь быстрого продвижения проекта ODIN.

Время покажет, станет ли ODIN реальным решением проблемы или просто еще одной ALIS под слоем новой краски и в очень дорогой упаковке.


Посол РФ в Турции получил угрозу о «возведении небоскрёбов из черепов российских военных»

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх