Последние комментарии

  • валерий ай
    В июне «Юнкерсы», «Хейнкели» и «Дорнье» каждый день фотографировали районы расположения советских войск. Если в течен...Разведка. Первые три месяца 1941 года
  • Александр Ланцевский
    "Моя рука владыка"!  "Назови хоть горшком, только в печь не сажай". А приказы министра не обсуждаются!  То же самое б..."Некоторые военачальники будут горстями глотать таблетки": Шойгу "разнес" "прозаседавшихся" за самодурство
  • Александр Ланцевский
    Сарказм. Живут на юге, а целятся на север."Грузию примем в НАТО, но пока не знаем когда" - генсек Столтенберг

Папесса Иоанна. Самая большая тайна Ватикана

Некоторые историки уверены, что престол святого Петра в Ватикане занимали не только мужчины. Единственным исключением из этого правила стала некая женщина, которая, якобы, в середине IX века, скрыв свой пол, исполняла обязанности римского папы на протяжении 2-х лет 5 месяцев и 4-х дней. На пост понтифика она, если верить некоторым средневековым авторам, была избрана после смерти Льва IV – в 855 г.

На святой престол взошла как Иоанн VIII, но более известна под именем «папессы Иоанны».

Папесса Иоанна. Самая большая тайна Ватикана

Иоанна в папской тиаре. Картина, около 1560 г.

Католическая Церковь, разумеется, факт существования «папессы» решительно отвергает, и вопрос об исторической достоверности всех этих легенд не разрешен до сих пор.

Следы папессы Иоанны


Косвенное доказательство возможности пребывания женщины на папском престоле неожиданно появилось в 1276 году, когда, после смерти папы Адриана V, его преемник взял имя Иоанн XXI. Между тем, если следовать официальной хронологии Ватикана, его «порядковым номером» должен был быть «ХХ», и этот, не подлежащий сомнениям факт, безусловно, представляется очень интересным. Попытки объяснить его ошибкой переписчиков (абсолютно всех?) выглядят, мягко говоря, не очень убедительно.
alt

Монета достоинством 5 евро с изображением папы римского Иоанна XXI, Португалия

Другим доказательством какого-то скандала, связанного с половой принадлежностью римских пап, является странная традиция усаживать вновь избранного понтифика в особое мраморное кресло с отверстием в сиденье (sedia stercoraria) с целью обследования его на принадлежность к мужскому полу. Получив подтверждение наличия у нового понтифика соответствующих половых органов, конклав рукоплескал. Эти аплодисменты, которые сопровождались выкриками «uovo» («ово»), назывались… «овация»! Если не лень, посмотрите, как переводится слово «uovo» с итальянского языка на русский. Этот обычай был отменен папой Львом X – в XVI веке.

alt

Рафаэль Санти, Папа Лев X и кардиналы Джулио де Медичи и Луиджи де Росси, около 1518 г.

О процедуре проверки новоизбранных римских пап на принадлежность к мужскому полу говорится во многих средневековых литературных источниках, самым известным из которых является роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанный Франсуа Рабле в XVI веке.
Устройство знаменитого кресла было подробно описано греческим историком Лаоникием Халконопулом в 1464 г. Оно долго стояло в портике собора Сан Джованни ин Латерано, теперь его можно увидеть в музее Ватикана. Впрочем, прямо сейчас ехать далеко не надо, вот фотография этого кресла, посмотрите:

alt

Кресло для процедуры проверки на принадлежность римских пап к мужскому полу

alt

Проверка на принадлежность к мужскому полу избранного римского папы. На этой гравюре форма кресла не совпадает с той, что мы видим на современной фотографии. Возможно, на протяжении веков, существовали разные варианты этого кресла, но, может быть, художник на данной церемонии не присутствовал, изобразив её со слов очевидца

В общем, какой-то «дым» (без которого «не бывает огня») в этом деле всё же есть. Давайте попробуем разобраться в имеющихся документах.

Папесса Иоанна в исторических документах


Впервые интересующее нас имя прозвучало, по некоторым данным, ещё в IX веке – в своей рукописи его упомянул хранитель Ватиканской библиотеки Анастасиус. В следующий раз в документах оно встречается уже в XIII веке, когда доминиканский монах Стефан де Бурбон (Этьен Бурбонский) в работе «De septem donis Spiritus Sancti» («Семь Даров Святого Духа»), сообщил, что одним из римских пап была женщина, погибшая во время родов. Её имени он не назвал.

Его собрат по Ордену, Жан де Майи, в том же XIII веке более подробно пишет о некоей женщине, которая под видом мужчины вначале заняла должность первого нотариуса Ватикана, потом стала кардиналом, а затем и Папой. Во время одной из публичных церемоний у неё начались схватки, закончившиеся рождением мальчика. Римляне, якобы, привязали её к хвосту лошади, и протащили по городу, а потом – казнили. На месте её смерти была установлена плита с надписью: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»).

alt

Папесса Иоанна рожает ребенка. Иллюстрация из книги Джованни Боккаччо «О знаменитых женщинах»

Ещё один автор XIII века, Мартин Полоний (известен также как Мартин Богемский или Опавский, Мартин из Тропау) в «Хронике Пап и Императоров» («Cronicon pontificum et imperatorum»), сообщает, что после папы Льва IV новым понтификом был избран англичанин Иоанн (Johannes Anglicus natione), прибывший в Рим из Майнца. Мартин утверждает, что данный «англичанин», на самом деле, был женщиной по имени Жанна, которая родилась в семье английских эмигрантов в 822 г. После смерти родителей, она некоторое время, переодетая мужчиной, жила в бенедиктинском монастыре святой Блитруды, где заведовала библиотекой. Оттуда Жанна в сопровождении одного из монахов отправилась в Афины, где вначале училась в теологической школе, а потом – преподавала в ней, прославившись своей образованностью и учёностью.

В Рим её пригласили в качестве преподавателя богословия и права, некоторое время она, под именем Джованни Англико, жила в монастыре святого Мартина. На способного «учёного монаха» обратил внимание папа Лев IV, при котором она стала исполнять обязанности секретаря, а потом – нотариуса при папском совете. По некоторым данным, в тот период Жанна руководила работами по сооружению каменных стен, которые до сих пор окружают Ватикан. Её таланты и авторитет были столь высоки, что она была избрана папой, но, во время своего понтификата, забеременела, и родила ребёнка на дороге от собора святого Петра к Латеранской базилике. Именно с тех пор, по утверждению Мартина, религиозные процессии с участием пап, никогда не проходят по этой улице. Данный автор сообщает, что Иоанна умерла во время родов и была похоронена на месте своей смерти.

alt

Папесса Иоанна рожает ребенка

Существует другой вариант хроники Мартина Богемского, в котором говорится, что Иоанна не умерла, а была отрешена от должности и отправлена в один из монастырей, где провела остаток жизни в покаянии. А её сын вырос и стал епископом Остии.

alt

Папесса Иоанна с ребенком

Папесса Иоанна упоминается и в древнерусских источниках. Так, в Несторианской летописи под 991 г. говорится, будто, узнав о том, что князь Владимир обращался к папе римскому, константинопольский патриарх пишет ему:

«Недобро иметь отношения с Римом, ибо была баба Анна папою, идучи со кресты в Крещение, родила на улице и умерла… по той улице папы со крестами не ходят».

Некоторые исследователи вполне логично предположили, что в данном случае мы имеем дело с «чёрным пиаром»: православный патриарх мог оклеветать своих римских конкурентов. Ведь имеется гипотеза, согласно которой вся эта легенда о папессе Иоанне имеет именно византийское происхождение. Но, вполне может быть, что патриарх сообщает князю, хоть и компрометирующую Рим, но вполне достоверную информацию. Известно ведь, что, никто из представителей официальных церковных властей почему-то не возразил Яну Гусу, когда он в 1413 г. на соборе в Констанце, опровергая утверждение, что конклав кардиналов является непогрешимой инстанцией, сказал обвинителям:

«Как Церковь может быть незапятнанна и безупречна, если папа Иоанн VIII оказался женщиной, публично родившей ребенка».

Из этого, конечно, нельзя сделать однозначный вывод о реальном существовании папессы Иоанны. Но можно смело предполагать, что судьи Гуса читали вышеуказанные источники, знали из них о папессе и не сомневались в её существовании. Отсутствие возражений, в общем-то, неудивительно, потому что с XIII по XV века факт существования «папессы» Иоанны Римом не афишировался, но и не отрицался, при этом предпочтение отдавалось версии Мартина Полония. Упоминание об Иоанне имеются в официальном списке пап того времени – «Liber Pontificalis», единственный экземпляр которого хранится библиотеке Ватикана.

alt

Папесса Иоанна, гравюра

Известно, что в кафедральном соборе города Сиена среди множества бюстов римских пап между Львом IV и Бенедиктом III в течение долгого времени стоял женский бюст с надписью «Джованни VIII, женщина из Англии». В начале XVII века папа Климент VIII приказал заменить его бюстом папы Захария.

alt

Сиенский собор, среди этих бюстов когда-то стоял и женский с надписью: «Джованни VIII, женщина из Англии»

Лишь в XV веке историки Церкви Энеа Сильвио Пикколомини и Бартоломео Платина объявили историю папессы Иоанны легендой. Их мнение со временем и стало официальной точкой зрения Ватикана.

В эпоху Реформации к преданиям о папессе Иоанне обратились некоторые протестантские писатели, для которых эта история стала поводом продемонстрировать всему миру «исконную безнравственность римских первосвященников» и порочность порядков, царивших при папском дворе.

В 1557 г. была издана книга Верджерио с красноречивым названием «История папы Иоанна, который оказался развратной женщиной и ведьмой».

alt

Папесса Иоанна в образе Вавилонской блудницы

В 1582 г. английские купцы подарили Ивану Грозному памфлет о папе-Антихристе, в котором был и рассказ Джона Бейля «Жизнь папессы Иоанны». Царь приказал перевести этот труд на русский язык, и он не остался незамеченным: о папессе Иоанне упоминает, например, протопоп Аввакум.

В 1691 г. книгу «Необычная история папы, правившим между Львом IV и Бенедиктом III» написал Ф.Спанхейм.
Мартин Лютер рассказывал, что во время паломничества в Рим видел статую папессы Иоанны.
Посмотрите на эти две римские статуи – некоторые считают, что они изображают Иоанну в головном уборе римских пап:

alt
alt

Поздние авторы обнаружили в хрониках тех лет сообщения о всевозможных знамениях, предшествовавших избранию «неправильного» папы. В Италии, оказывается, землетрясения, с целью предупреждения неразумных обывателей, разрушили некоторые города и села. Во Франции роль знака свыше выполняла саранча, которая вначале уничтожила посевы, а потом была согнана южным ветром в море, но вновь выброшена на берег, где гнила, распространяя зловоние, породившее эпидемию. В Испании украденное неким монахом тело святого Винченцо (предприимчивый монашек хотел распродать его на реликвии по частям) пришло ночью на церковную паперть, где стало «громко умолять о погребении на прежнем месте». Однако подобные истории, при желании, легко можно отыскать в архивах – в любом количестве. Что, в общем-то, и проделывалось неоднократно. То обстоятельство, что за возвышение новой династии в Милане или Флоренции «расплачиваться» приходилось ни в чем неповинным голландцам, а португальцев или греков Господь Бог наказывал за то, что некоторые немецкие курфюрсты поддержали Мартина Лютера, никого не смущало. Гуситское движение в Чехии, если верить хроникам тех лет, так и вовсе сопровождалось веселыми ночными танцами мертвецов на кладбищах всей Центральной Европы. Об этом, кстати, упоминается в начале романа А.Сапковского «Башня шутов»:

«He было конца света в 1420 году, не было и год спустя, и два, и три, и даже четыре. Все текло, я бы так сказал, своим естественным порядком: шли войны, множился мор, неистовствовала mors nigra, распространялся глад. Ближний убивал и обворовывал ближнего, алкал жены его и вообще был ему волк волком. Евреям то и дело устраивали какой-никакой погромчик, а еретикам – костерок. Из новенького же – скелеты в потешных прыжках отплясывали на кладбищах».

alt

Пляска мертвецов, гравюра из книги «Liber cronicarum» ( Гартман Шедель, 1493 г.)

Тот же Этьен Бурбонский признаёт, что «правление Иоанна VIII было не самое худшее правление из прочих», и подвела его только «отвратительная женская сущность».

Официальная точка зрения Ватикана


Но что же говорит по данному поводу Ватикан?

Согласно официальной хронологии, преемником Льва IV был папа Бенедикт III (855-858 г.г.), который и занимает место гипотетической Иоанны. Нумизматам известна даже монета Бенедикта III, датированная 855 годом. Прижизненных портретов этого папы не сохранилось, самый ранний, из дошедших до нашего времени, мы можем увидеть на гравюре XVII века:

alt

Бенедикт III, папа Римский. Гравюра 1626 г.

Некоторые исследователи считают, что Ватиканом были «подправлены» годы правления Бенедикта III: они предполагают возможность сознательной датировки 855 годом монеты, выпущенной в 857 или 858 г. – якобы, таким образом могли попытаться стереть память о скандале.
Что касается Иоанна VIII, в принятом в настоящее время списке римских пап данное имя принадлежит понтифику, правившему в 872-882 г.г.

Точка зрения скептиков


Надо сказать, что многие исследователи в данном случае находятся на стороне Ватикана, скептически относясь к сведениям о существовании папессы Иоанны. Их аргументы также достаточно убедительны. Эту историю они считают легендой, возникшей в Риме во второй половине Х века как памфлет, высмеивавший господство женщин при дворе пап – начиная с Иоанна Х и вплоть до Иоанна XII (919–963г.г.). Существует версия, что историческим прототипом папессы могла стать графиня Мароция, которая была любовницей папы Сергия III, приказала ослепить, а потом – задушить пленённого папу Иоанна X, а сын её взошёл на папский престол под именем Иоанна XI.
alt

Мароция, портрет

Известно также, что византийский патриарх Фотий, современник тех событий, враг Рима, обвинявший пап в ереси, прекрасно знал Бенедикта III, но ни разу не упомянул Иоанна либо Иоанну. Немецкий историк и теолог Игнац фон Дёллингер в книге «Легенды Средневековья, связанные с папами» (опубликована в Германии в 1863 г., в Италии – в 1866 г.) считал, что основой легенды о «папессе» стала находка статуи «женщины в папской тиаре и с ребенком на руках» и надписью «Pap.Pater Patrum». В Риме эта статуя хранилась в часовне, расположенной неподалеку от храма Сантиссими Кватро, но Сикст V (был папой в 1585 – 1590 г.г.) приказал убрать её оттуда. Где она находится сейчас – неизвестно.

Многие считают, что эта статуя «папессы», на самом деле, была языческой и даже не женской: «Pater patrum» («Отец отцов») – это один из титулов бога Митры. Позже, при раскопках, археологи, на месте находки этой статуи обнаружили фундамент языческого храма.

Узкая дорога, которая идет от собора святого Петра к Латеранской базилике, на которой, якобы, родила Иоанна, действительно, называлась когда-то Vicus Papissae. Однако полагают, что, на самом деле, название её произошло от дома семейства местных богачей по фамилии Папе.

Другая папесса


Любопытно, что в конце XIII века существовала еще одна, гораздо менее известная «папесса» – миланская графиня Манфреда Висконти. Дело в том, что некая Гульельма Богемская, основательница секты гульельмитов, предсказала тогда, что в конце эпохи на престол Петра взойдут женщины. После смерти Гульельмы (1281 г.) её последователи решили, что время пришло, и выбрали «папессу» – ту самую графиню Висконти. В 1300 г. несчастная графиня была сожжена на костре как еретичка. Просто удивительно, что имена этих женщин не знают и не используют нынешние феминистки.

Интересно, что знаменитая Лукреция Борджиа, младшая дочь не менее знаменитого папы Александра VI, тоже некоторое время "исполняла обязанности" главы Ватикана – заменяя отсутствовавшего в Риме отца (по его назначению). Но обладала она в это время лишь светской, но не духовной властью. И потому папессой ее назвать, всё-таки, невозможно.

II главный аркан колоды Таро


В гадательной колоде Таро есть карта (старший аркан II – один из 22 главных арканов), которую обычно называют «Папесса». На ней изображена женщина в монашеской рясе, в короне, с крестом и книгой в руках. По одной из версий толкования, эта карта означает утешение, по другой – высокие способности в сочетании с неуверенностью в себе.
alt

Карта Таро «Папесса»

Некоторые пытаются представить изображение на карте, как аллегорию истинно христианской Церкви, однако данное название карта (как и остальные) получила в 1500 году. В это время азартные игры и все виды гадания официальной Церковью, мягко говоря, не приветствовались, и потому соотносить изображения на «дьявольском изобретении» с христианской символикой было опасно из-за высокого риска обвинения в богохульстве. Рисунок на этой карте и её название служили тогда явным намеком на легенду о папессе Иоанне.

Однако в других системах Таро на голове женщины не папская тиара, а головной убор древнеегипетской богини Луны Хатхор, и данная карта носит название «Верховная жрица», (иногда – «Девственница»), и ассоциируется то с Изидой, то с Артемидой.

alt

Карта Таро «Великая Жрица»

А в системе Llewellyn это и вовсе кельтская богиня Керидвен (Белая леди, богиня Луны и смерти, детьми которой называли себя барды Уэльса):

alt

Карта Таро Керидвен

Папесса Иоанна в современной культуре


В XIX веке в России папесса Иоанна едва не стала героиней А.С.Пушкина, который задумал посвятить ей пьесу в 3-х актах, правда, действие данной трагедии он хотел перенести из IX века в XV или XVI столетие. Кроме того, в первой редакции «Сказки о рыбаке и рыбке» была сцена, где старуха пожелала занять престол святого Петра в Риме:

«Не хочу быть вольной царице,
А хочу быть римским папой…».

Интерес к личности загадочной папессы Иоанны и теперь достаточно велик. На одном из показов моделей женской одежды в Риме однажды была продемонстрирована высокая белая шапка, похожая на папскую тиару. В каталоге данный головной убор проходил под названием «папесса».

О трагической судьбе Иоанны были сняты два художественных фильма. Первый, вышедший в 1972 г. в Великобритании, так и называется – «Папесса Иоанна». В этом фильме у героини замечательный отец – странствующий священник-проповедник, который учит ее читать и вообще дает неплохое образование.

alt
alt

Во втором, снятом совместном усилиями Италии, Испании, Великобритании и Германии в 2009 г. («Иоанна – женщина на папском престоле», основой сценария послужил роман Донны Вулфолк Кросс), отец, напротив, всячески препятствует образованию дочери. Учиться ей приходится у какого-то бродячего философа, которому удается устроить девочку в монастырскую школу.

alt
alt

Какое же заключение можно сделать из вышеизложенного? Доказательства существования папессы Иоанны, по-прежнему, могут быть признаны лишь косвенными. Загадка Иоанны будет разрешена лишь после открытия для исследователей архивов Ватикана. Только изучение хранящихся там документов позволит сделать окончательный вывод о реальности этой таинственной женщины. Пока же личность загадочной папессы продолжает оставаться предметом дискуссий и споров.

Let's block ads! (Why?)

 

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх