Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Все об оружии»
Вы хотите запомнить сайт «Все об оружии»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
.

.

Бумажные асы Третьего Рейха

развернуть

Как любителя истории авиации, меня давно беспокоила разница в количестве сбитых лучшими советскими пилотами и числом побед, одержанных немецкими асами. Объяснения этому феномену я встречал самые разные, зачастую однобокие, причём как в пользу советских, так и германских пилотов.

Попробуем же разобраться в реальном комплексе причин такой колоссальной разницы боевых счетов лучших пилотов СССР и Третьего Рейха.

Бумажные асы Третьего Рейха

Когда число сбитых превышает число участников

Весна-лето 1943 года. В небе над Кубанью разворачивается одна из самых грандиозных битв в истории авиации: споры о том, что же масштабнее – Битва за Британию или сражение в кубанском небе, ведутся до сих пор. Ожесточённая схватка крылатых машин достигла невероятных масштабов - в отдельные дни в небе проходило до 50 боёв с участием десятков самолётов с обеих сторон. К концу битвы немецкие пилоты отчитались о сбитии 2280 советских самолётов. И ведь это только воздушные победы немцев, а был ещё огонь с земли… Представляете себе масштабы сражения? Аж не верится.

Бумажные асы Третьего РейхаВоздушный бой в представлении художника

И правильно не верится. Советская сторона потеряла 750 самолётов, среди которых 296 истребителей. В эти цифры входят все потери наших самолётов над Кубанью. Как-то не сходятся данные, согласитесь. Некоторые могут сказать, что в СССР занизили потери, поэтому давайте просто подсчитаем силы сторон.

Немцы сосредоточили на небольшом участке (низовья Кубани, Таманский полуостров, Новороссийск) свой 4-й воздушный флот, насчитывавший более 1000 самолётов – 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. В поддержу этой армаде направили ещё и лучшие истребительные эскадры Германии, оснащённые последними модификациями B.f-109 и Fw-190. Кроме того, немцам помогали истребительные эскадрильи из Хорватии, Словакии и Румынии. Основную массу немецких истребителей составили B.f-109 G.

Советские силы были несколько скромнее: 900 самолётов, среди которых были 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков. Такое количество техники было достигнуто переброской на Северный Кавказ 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, 282-й истребительной дивизии.

Более половины советских истребителей составили новые Ла-5, Як-1Б, Як-7Б, имелось значительное количество уже устаревших ЛаГГ-3 и Як-1,имелись американские Р-40 и Р39 (та самая «Аэрокобра», на которой летал Покрышкин) и даже британские «Спитфайры». Таким образом, над Кубанью сражалось немногим более 2000 самолётов с обеих сторон, причём количество истребителей было примерно сопоставимо.

Так каким же образом немецкие асы умудрились сбить самолётов больше, чем участвовало с обеих сторон?

Разница в подходе

Бумажные асы Третьего РейхаИван Кожедуб

Вообще, показатели немецких пилотов поражают воображение: самый результативный пилот СССР (да и союзников) Иван Кожедуб имеет 64 подтверждённые личные победы. Прославившийся над Кубанью Александр Покрышкин, второй по результативности – 59 личных побед. Я не буду рассказывать о сгоревшем архиве его полка и личном блокноте с отметками о 89 победах, но… Фактически дебютировавший над Кубанью Эрих Хартман 8 мая 1945 года записал на свой счёт 352-ю личную победу.

Бумажные асы Третьего РейхаЭрих Хартман

Нет, конечно же сравнивать количество воздушных боёв советских и немецких пилотов глупо: Хартман провёл 802 воздушных боя, Кожедуб же «всего» 120, так что боевая эффективность советского аса всё ж повыше. Такая разница в количестве боевых вылетов объясняется разными подходами к использованию своих ВВС со стороны советского и германского командований: Люфтваффе использовали своих пилотов весьма интенсивно и дни с шестью боевыми вылетами для немцев были обыденностью. Немецкие эскадрильи постоянно меняли место базирования и оказывались ровно там, где это необходимо.

В советских же авиачастях лётчики выполняли до 3 вылетов в тяжелые дни (хотя, конечно, те же Покрышкин с Кожедубом в дни тяжелых боёв совершали по 5 вылетов), а эскадрильи были как бы «привязаны» к наземным частям, поэтому советские лётчики взлетали при возникновении необходимости на их участке фронта. Самолётов и пилотов у СССР хватало, поэтому Кожедуб с Хартманом за примерно один и тот же временной промежуток совершили совершенно разное количество боевых вылетов (не путать с боями) – 330 и 1525 соответственно. Естественно, немцы получали боевой опыт куда интенсивнее советских лётчиков.

Подготовка пилотов тоже весьма и весьма отличалась. Так, молодой советский истребитель к моменту прибытия на фронт в лучшем случае имел тридцать с небольшим часов налёта, из которых на боевую технику приходилось меньше 5, немцы же умудрялись налетать только на тренировочных самолётах по 400 часов. Только вот всё это не объясняет сбития двух с лишним тысяч самолётов над Кубанью.

Справедливости ради стоит отметить, что официально немецкое командование заявило о заметно меньших потерях СССР над Кубанью: более, чем 1300 машин, из которых зенитки поразили примерно 300. Но ведь эти цифры всё равно больше, чем имелось у Советского Союза на том участке фронта… Как же так?

Бумага всё стерпит

Бумажные асы Третьего Рейха

Даже во времена Второй мировой воздушные бои проходили на огромных скоростях, часто самолёт противника «подставлялся» под выстрел лишь на несколько мгновений, постоянно менялась высота боя и положение всех его участников. От пилота требовались огромная выносливость, превосходная реакция и постоянный контроль пространства вокруг себя. Естественно, пилоту было не до попыток отследить, когда и куда упадёт поражённый им самолёт противника. Удача – если враг разваливался в воздухе, тогда однозначно сбитый. Но куда чаще противник просто резко терял высоту и входил в штопор. «Сбил!», – думал пилот и выискивал нового противника. Ну а «сбитый» выходил из штопора и отправлялся на свой аэродром.

Естественно, в сбитые записывали, в том числе, и просто повреждённые, вышедшие из боя самолёты. Просто потому, что искренне считали их сбитыми. Только и такое заблуждение не объясняет столь огромной разницы между заявленными и реальными цифрами.

Бумажные асы Третьего РейхаПовреждения не помешали сесть этому Ил-2

Зато свою лепту в наш список вносит ещё одна причина: приписки. Да, немецкие штабы разбирались с этими приписками, сократив число побед над Кубанью в два раза. Да и не единичный это случай, а, скорей, систематический. Так, в середине мая немецкие пилоты за два дня отчитались о сбитии 112 советских самолётов, однако реальные потери оказались меньше – 34 самолёта. Завышение в 3 с небольшим раза. При этом за 14 мая на 2 немецких самолёта, по словам их пилотов, пришлось 15 сбитых – Герман Граф одержал 6 побед, Адольф Дикфельд – 9. Как боезапаса хватило – одному Богу известно. Наверное, ему же известно, откуда взялись лишние сбитые.

Только вот дела у немцев на Восточном фронте шли всё хуже и пропагандисты вовсю старались создать картину могущества слабеющей немецкой армии. Лётчики – элита воинского сословия Третьего Рейха, как нельзя лучше подходили на роль героев, вдохновляющих фольксдойчей воевать за фатерлянд. Каждый пилот на свой сбитый самолёт должен был заполнить анкету из 21 пункта, в которой описывались обстоятельство боя и подтверждения свидетеля. К ним прикладывалась плёнка фотопулемёта. Собственно, фотопулемёт фиксировал попадание, а по записи сбитых в паре «ведущий-ведомый» существовало простое правило – записывать групповую победу на чей-то счёт. Вот и получалось, что часто немецкие пилоты записывали в личные победы факт попадания по самолёту противника.

Бумажные асы Третьего РейхаКадр фотопулемёта

В СССР, стране крайне бюрократической, приписки тоже существовали, но записать себе сбитый советскому пилоту было куда сложнее: требовались показания свидетелей, фиксация фотопулемётом и показания с постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Кроме того, групповые победы так и оставались групповыми, ведь установить, чья пуля или чей снаряд стали роковыми для противника было, чаще всего, невозможно. Правда, и эти меры не помогали дать реальной картины, но, всё же, советские данные получались куда объективнее и, в целом, боевые счета наших лётчиков (не считая, естественно, асов) мало отличались от американских или британских. У тех же американцев лучшим был Ричард Айра Бонг – на его счету 40 самолетов, счета лучших британцев ещё ниже.

Бумажные асы Третьего РейхаРичард Айра Бонг

Победил не значит сбил

Стоит отметить ещё один примечательный момент: Рыцарский крест давали за 40 побед. Гельмут Лент (всего 113 побед)получил крест за 16 сбитых самолётов. Ганс Ябс (всего 50 побед) – за 19. Это что же, награды авансом? Немецкое командование видело будущее? Но почему тогда Германия проиграла? Загадка…

Бумажные асы Третьего РейхаГерман Геринг и немецкие асы

Разгадка кроется в самом подходе к зачислению воздушных побед немецким истребителям. Именно побед. Естественно, сбитый самолёт – это победа, но победой у немцев считались и другие действия: например, заставить вражеский бомбардировщик сбросить бомбы не дойдя до цели. Собственно, за эти победы немцы ставили определенное количество баллов. Баллы зависели от количества моторов побеждённых самолётов и прекрасно стимулировали немецких пилотов защищать небо Германии: британские и американские бомбардировки не особо мешали производству немецкого оружия, а количество «побед» приравнялось к числу сбитых уже с годами.

Ну а в итоге мы имеем…

Ну а в итоге мы имеем весьма занятную картину: тотальные приписки, трансформацию «побед» в сбитые и пропаганду. Уж в чём, а в пропаганде немцы были настоящими мастерами.

Бумажные асы Третьего РейхаГанс Филипп и лисёнок

Всё это не умаляет опыта и мастерства германских асов, да и фантастические счета вполне объясняются количеством боевых вылетов на пилота и особенностями подготовки. К вышесказанному можно прибавить и тот прискорбный факт, что из-за отсутствия связи между советскими самолетами вначале войны, 80% наших сбитых лётчиков банально не знали, что находятся под атакой – это делало их довольно лёгкой добычей для немецких истребителей.

Превосходство немцев обеспечивала и техника – B.f-109 на момент начала войны был лучшим истребителем своего времени и заметно превосходил И-16, составлявший основу советских ВВС в 41-м, ну а новые Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 были плохо освоены и требовали множество доработок. Так, например, в конструкцию поспешно принятого на вооружения Як-1 было внесено порядка десяти тысяч (!) изменений и доработок.

Бумажные асы Третьего Рейха

Однако, всё это не помешало нашим конструкторам создать, в итоге, куда более совершенные машины, сначала сравнившиеся, а потом и превзошедшие своих немецких оппонентов, ну а знаменитое «Внимание, в небе Покрышкин» или столкновение двух эскадрилий – Кожедуба и немецкого аса Вильха, окончившееся со счётом 12:2 в советскую пользу, прекрасно иллюстрирует, чьи пилоты были лучшими на самом деле.

Бумажные асы Третьего Рейха

1-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Дмитрий Борисович Глинка (около 300 боевых вылетов и 50 лично сбитых самолетов противника), Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб (лучший ас союзников периода Второй Мировой войны, 330 боевых вылетов и 64 лично сбитых самолета противника), Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Павел Яковлевич Головачев (385 боевых вылетов и 26 лично сбитых самолётов противника).

2-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Виталий Иванович Попков (325 боевых вылетов и 41 сбитый самолет противника лично и 1 в группе), Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Андрей Егорович Боровых (475 боевых вылетов и 32 сбитых самолетов противника лично и 14 в группе).

3-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Александр Николаевич Ефимов (222 боевых вылета, 1 сбитый самолет противника лично и 6 в группе, в ходе штурмовок разбил и сжег 9 эшелонов, 47 танков, 28 самолетов и много другой техники противника), Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Анатолий Константинович Недбайло (219 боевых вылетов, 5 сбитых самолётов противника лично, в ходе штурмовок уничтожил 17 самолетов, сжёг 30 автомашин, 16 танков и САУ, разбил десять железнодорожных вагонов, подавил 11 зенитных установок и 6 артиллерийских батарей), Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Василий Ильич Мыхлик (188 боевых вылетов, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике).


Источник →

Опубликовал Всегда Начеку , 12.01.2019 в 14:06
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Харис
Харис 12 января, в 16:55 Наши-то, наши... Какие красавцы! Соколы! Истинные Богатыри! Слава им! Текст скрыт развернуть
24
Александр Борзенков
Александр Борзенков 12 января, в 16:58 1. Немцы считали сбитые по количеству двигателей на сбитом самолете. 
2. По рассказам наших лётчиков воевавших в Корее : если янки сбивали самолет, то при возможности, по падающему самолету отрабатывали все кто мог .
Текст скрыт развернуть
4
Виктор Луговой
Виктор Луговой Александр Борзенков 12 января, в 18:48 Немного переформулирую. В статье немного иначе составлены акценты, но сегодня достаточно доступных печатных источников вплоть до нашего издания Швабедиссена с двумя приложениями...
1. Это нормальная западная практика - засчитывать победу, когда фотокинопулемёт зафиксировал попадание в летательный аппарат противника с выведением его из боя. Естественно, что просто попасть в уже падающий самолёт могло себе позволить несколько участников, но при этом не факт, что самолёт не дотягивал до своей поляны.
2. У нас же победа засчитывалась либо по фиксации фотокинопулемётом разрушения чужого самолёта в воздухе, либо если чужой самолёт падал на территорию, контролируемую нашими наземными силами, и в качестве контрольной меры нормально годились доставляемые в авиаполк документы и личное оружие сбитого противника.
3. Западная практика подсчёта побед сыграла над америкосами злую хохму уже в корейской войне. На первый взгляд, - если амеры считают, что каждый сбитый нами "сейбр" обходился в десяток потерянных нами МиГов, а мы числим за каждый потерянный МиГ 3-4 снесённых "сейбра", то либо кто-то врёт, либо кто-то заблуждается? Ан нет, - работала та же система учёта. При условии, что вооружение "сейбра" было 6 пулемётов калибра .50, на МиГ-15 стояли три пушки, а МиГи лучше держали пулемётные попадания, чем "сейбры" пушечные. При этом чётких, окончательных данных потерь сторон по корейской войне я не находил, но общая тенденция по источникам всё равно склоняется к бОльшим потерям той стороны.
4. Во вьетнамском небе всё обстояло для амеров гораздо выгоднее: они уже сидели на аппаратах третьего поколения, скоростных, с ракетным вооружением и радиолокацией, а им противостояли МиГ-17 китайского производства, МиГ-21 нашего и совсем немного МиГ-19 (совсем, совсем немного, - можно даже пренебречь). То есть аппараты первого-второго поколения, выходит... При этом, если убрать амерские потери по самолётам неистребительных классов, получаем цифру - 1000 бортов. 70% от этой цифры приходится на работу комплексов "Двина", то есть чисто в воздушных боях амеры потеряли 300. Вьетнамцы потеряли: МиГ-17 в среднем около 80 штук, МиГ-21 - в среднем около 80 же штук. То есть суммарно 160. Каким образом МиГ-17 получал свой шанс сбивать? - источники объясняют это тем, что амеры, обнаружив на радаре воздушные цели, были вынуждены сближаться для визуального выяснения, чьи летят... до дистанции реального пушечного огня, где МиГи могли уворачиваться от ракет "спарроу" и "сайдуиндер" того поколения (имевших в результате статистику попаданий 1:8 - 1:10).
5. ...Не могу на закуску не напомнить, что Эрика Хартманна на Восточном фронте сбивали дважды.
Почему-то сразу вспоминаются стихи Михаила Танича, написанные им после посещения американского авиационного музея со статистикой побед Хартманна, Хирояси Нишизава и Кожедуба:
"359! Если не врёт Америка.
Наверное, лётчик Эрик
отважен бюл и неглуп,
Но где-то над речкой Одером
сбили счастливца Эрика.
Кто его?
Как вы думаете?
Я думаю - Кожедуб.
И "мессершмитт", как тушью,
Перечеркнул полнеба,
И, поминая аса,
В райхе зажгли свечу...
Наверно, я ошибаюсь;
Может быть, этого не было,
Но будем считать, что - было,
Раз уж я так хочу."
(На деле, конечно, Хартманн не погиб, а успел посидеть у нас в плену после войны, а после 1955 вернулся в Западную Германию и какое-то время служил уже в бундеслюфтваффе в чине майора.)
Текст скрыт развернуть
9
Горбатюк Валерий
Горбатюк Валерий Виктор Луговой 12 января, в 22:38 Привет, Витя, с наступающим! От одного из тех, кто тогда летал во Вьетнаме, слышал, что там наши сумели организовать весьма качественную ПВО, именно системную. Так что драка шла на малых высотах, где у наших машин шансы были получше. Опять же на малых дистанциях боя пушки гораздо предпочтительнее их тогдашних ракет "воздух-воздух" (по нему до пяти пусков за один вылет бывало, не попали...) Текст скрыт развернуть
1
Виктор Луговой
Виктор Луговой Горбатюк Валерий 12 января, в 23:11 ...И ведь эта статистика ещё при всём при том, что наши за Вьетнам в бой не летали.
Точнее, - один таки бой нашего пилота с амерами зарегистрирован, но как это называть боем, когда сидишь в невооружённой спарке МиГ-21 и учишь вьетнамца, а на тебя из облака вываливается орава ковбоев. снаряженных по полной и летящих громить, крушить и ломать? Хотя, наверно, будь это МиГ-17, наш бы, может, и вывернулся чисто за счёт манёвра... Фамилию офицера я в башке не удержал, - но эта инфа обычно легко гуглится. По общевьетнамской статистике я, например, загугливанием через пару-тройку лет выходил на страницы, на коих бывал раньше.
Текст скрыт развернуть
1
Sergey Pashenin
Sergey Pashenin 12 января, в 17:52 Вечная  слава,  Героям!
Текст скрыт развернуть
10
Анатолий Холкин
Анатолий Холкин 12 января, в 18:18 А самое главное, то что Кожедуб и Покрышкин в последствии стали командирами, так называемых, линейных частей: то есть, смогли передать свой опыт и воспитать много опытных летчиков. Про Покрышкина не могу сказать, а Кожедуб был комдивом в Корейскую войну. Там он много кого смог научить! Текст скрыт развернуть
13
Alexandrе
Alexandrе 12 января, в 19:05 Немецкuе лётчuкu запuсывалu на свой счёт как сбuтые лuчно, так u в группе. А нашu - только лuчно сбuтые.  Кроме того асам Люфтваффе верuлu на слово. Напрuмер: «6 ноября 1943 года во время 17-минутного боя ( ! )  над озером Ладога Эрuх Рудорффер объявил о подбитых им 13 советских машинах.
Почему именно 13 самолетов за 17 минут? Об этом нужно спросить у самого Эриха. Его слова никаким сомнениям не подвергались. Правда, нашелся Фома неверующий, спросивший, а кто может подтвердить, этот факт? На что Рудорффер, не моргнув глазом заявил: «Откуда я знаю? Все тринадцать русских самолета упали на дно Ладоги».
Как вы думаете, этот факт смутил составителей книги рекордов Гиннесса? Как бы не так! Имя Рудорффера занесено в эту книгу, как образец самой высокой боевой эффективности.


Текст скрыт развернуть
13
Koshak ***
Koshak *** Alexandrе 12 января, в 22:19 "Немецкuе лётчuкu запuсывалu на свой счёт как сбuтые лuчно, так u в группе."
====================================================
Мало того, зачастую, если немецкая пара сбивала совместно 1 самолет противника, то и ведущему и ведомому записывали по одному сбитому.
Текст скрыт развернуть
3
badger1974 глазунов
badger1974 глазунов Alexandrе 13 января, в 07:52 на счёт верхней фотографии автор не совсем прав, второй от хартмана ночной истребитель Шнауфер, ночники как правило  это одиночки и все сбитые самалёты союзников бомбившие рейх шлёпались на территории рейха где точно можно было устоновить кем был сбит бомбер его бортовые номера и принадлежность к подразделению, к тому же  Шнауферу добавили ещё один ланкастер , об этом ланкастере он заявил что обстрелял бомбер но точно не знал сбил или нет, но этот ланкастер шлёпнулся в ламанш, экипаж уцелел и был спасён, так что на бумажного зверя Шнауфер не тянет. да ровно как и все ночники в отличии от дневных ястребов Текст скрыт развернуть
1
Сталкер Боард
Сталкер Боард 12 января, в 19:35 Ни один нацистский выродок не должен был остаться живым после победы СССР! Сколько мразей плагостно дожило свой век под прикрытием западных выродков Текст скрыт развернуть
19
Тимофей Серебряков
Тимофей Серебряков 12 января, в 22:09 В июле-августе 1941 года при налётах на Констанцу ВВС Черноморского флота лишились 31 бомбардировщика. Немцы, ничтоже сумняшеся записали своим "асам" 130 побед. 
Но давайте посмотрим, а какие счета у асов ВВС англосаксов, ведь воевали они на прекрасных истребителях.
На Р-38 «Лайтинг» сражались самые результативные асы США:
майор Ричард Айра Бонг (40 побед);
майор Томас Б. Мак-Гуайер (38 побед);
полковник Чарльз Х. Мак-Дональд (27 побед)
и многие другие.
Р-38 «Лайтинг»: скорость максимальная – 628-670 км/ч, вооружение – 1×20-мм пушка с б/к 150 выстрелов, 4×12,7-мм пулемёта «Colt-Brouning» с б/к по 300 выстрелов

Лучший ас, летавший на «Мустанге», Джордж Предди одержал 26,83 победы.
Р-51 «Мустанг»: скорость максимальная – 665-690 км/ч, вооружение – 6×12,7-мм пулемётов «Colt-Brouning» с б/к по 375 выстрелов у четырёх и по 281 выстрел у двух.

На тихоокеанском театре военных действий америкосы воевали против японских «зажигалок», как презрительно именовали они японские самолёты, не имевшие, ни брони, ни протектированных топливных баков, и вспыхивавших от одной пулемётной очереди. Но почему-то нет сотенных счетов.
Самым результативным пилотом, летавшим на «Тандерболтах» Р-47 на Тихом океане, стал подполковник Кирби, сбивший 22 японских самолёта.
Р-47 «Тандерболт»: скорость максимальная – до 700 км/ч на высоте 8700 м, вооружение – 8×12,7-мм пулемётов «Colt-Brouning» с б/к по 375 выстрелов.

На палубном истребителе F6F «Хеллкэт» самым результативным асом является Дэвид Мак-Кэмпбелл, одержавший 34 победы над японскими самолётами.
На F6F, летали такие известные летчики, как Сесил Хэррис (24 победы), Юджин Валенсия (23 победы), Александер Врасив (17 побед)
F6F «Хеллкэт»: скорость максимальная – 610-628 км/ч, вооружение: 6×12,7-мм пулемётов «Colt-Brouning» с б/к по 375 выстрелов

На счету Грегори Боингтона, летавшего на F4U-4 «Корсар» было 28 побед.
F4U-4 «Корсар»: скорость максимальная – 684 км/ч, вооружение – 6×12,7-мм пулемётов или 420-мм пушки «Hispano» М1

«Спитфайр»:
англичанин Джонсон – 38 сбитых самолётов противника.
француз Клостерман – 33 сбитых самолета противника.
Как видим, ни один ас союзников не имел сотенных счетов, поскольку в ВВС РККА, RAF Великобритании и в авиации армии США (ВВС авиация американцев стала после войны) сбитые самолёты засчитывались только при подтверждении с наземных постов или кораблей. На слово и одним только фотопулемётам не верили, в крайнем случае записывали «предполагаемо сбитый вражеский самолёт».
Текст скрыт развернуть
10
Ирина
Ирина 13 января, в 05:38 Девять красавцев. Девять воинов. Девять мужчин. А за ними многие, многие, многие, от начала времён и по сей день, известные и неизвестные. Текст скрыт развернуть
9
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 13

Поиск по блогу

Последние комментарии

Михаил Зосименко
Читать

О сайте

Читать

Поиск по блогу