Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Все об оружии»
Вы хотите запомнить сайт «Все об оружии»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
.

.

Александр Росляков. Туполев умел строить самолеты, а Сталин – Туполева

развернуть

Александр Росляков. Туполев умел строить самолеты, а Сталин – Туполева

Хамство – удел и способ самоутверждения ничтожеств. За 25 лет свободы хаять наше прошлое они придумали Сталину кличку Сралин – и этим исчерпали весь свой творческий запас.

Но всякого, кто носит имя гомо сапиенс не формально, Сталин поражает необъятностью его натуры и даром величайшего провидца. Все наше оружие победы – от «коктейлей Молотова» до «катюш» и истребителей – было отобрано им лично и оказалось самым эффективным. Это сейчас, задним числом, легко сказать, что против лучшего танка 2-й мировой Т-34 огромный пятибашенный «танк Тухачевского» – чушь собачья. Но в конце 1930-х выбор меж парадной, вызывавшей гордость за страну махиной и недомерком всего с одной пушкой был страшно непрост. Ведь что-то исправить потом, когда сотни заводов уже настроены на то, а не другое, невозможно: ценой любой ошибки была смерть. И Сталин ни одной такой не допустил – в отличие от его нынешних хулителей, ни разу не попавших в цель!

Кроме оружейного он обладал и величайшим чутьем в области науки и искусства. Туполев, Королев, Капица, Курчатов, Шостакович, Булгаков и десятки других славных на весь мир имен – это все его креатуры. Его труд «Марксизм и вопросы языкознания» поныне один из лучших в свой сфере, по нему учат студентов-филологов, хотя Сталин никогда не был филологом. Но опровергая вульгарную классовую теорию академика Марра, долез, по своему обычаю, до дна предмета и сделал фундаментальные лингвистические обобщения.

Но, пожалуй, самый долгосрочный вклад Сталина в нашу оборону – это ракетоносец Ту-95, грозящий по сей день нашим противникам. Предыстория постройки этого чудо-самолета такова. Когда в 1945-м в СССР начались масштабные работы по созданию атомной бомбы, Сталин сразу же озаботился вопросом ее доставки. Бомбы еще нет, она появится у нас лишь в 49-м, но его дальнозоркий глаз уже нащупывает, какой должен быть к ней самолет.

Взвесив и перевзвесив все, он вызывает Туполева и ставит перед ним задачу: скопировать американский Б-29, который выпускался с 1943 года, а в 45-м сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. В нашем распоряжении имелись три такие самолета, с них и надо было слепить свой. Туполев, уже признанный лидер авиастроения, больше всего не терпевший ходить в чужом хвосте, был против. Мол в СССР нет приспособленных к американским стандартам производств, и легче построить свой оригинальный самолет, который уже проектировался. Но Сталин непреклонен: «Значит, надо создать такие производства…»

Самолет-копия, названный Ту-4, ушел в серию уже в 47-м, и Туполев в итоге был вынужден признать сталинскую правоту. Огромная работа по модернизации за два года вывела авиастроение послевоенной страны на самые передовые мировые рубежи. Но как стало скоро ясно, Сталин смотрел еще дальше, и копировальный проект был нужен ему лишь как старт к иным, немыслимым тогда высотам – которые, кстати, сегодня кажутся еще немыслимей.

Ту-4 имел дальность полета 5,5 тыс. км и при начатой США гонке вооружений и созданном ими в 49-м антисоветском блоке НАТО не мог вполне защитить нас от их ядерной угрозы. И в 51-м Сталин предлагает Туполеву создать уже целиком свой, не имеющий аналогов бомбовоз с полетной дальностью 15 тыс. км и бомбовой нагрузкой в 20 тонн. Туполев, при всей его конструкторской отваге, сперва ошалел: это немыслимо, такого еще не было нигде! Но Сталин пронзает его своим мускулистым взглядом: «Подумайте, товарищ Туполев. Вы же хороший конструктор, лучший в СССР! А все, что надо для такого самолета, советская промышленность вам обеспечит».

И вот через два месяца на стол Сталина ложатся чертежи сверхсамолета – а следом происходит вообще непостижимое сегодняшним умом. Уже в 1952 году взмывает в небо первый Ту-95, небывалая, принципиально новая машина с революционной на то время турбовинтовой тягой. Только сравнить: наш сегодняшний Суперджет, в котором нет ничего нового, строился 6 лет, еще столько же испытывался – и изумил мир разве тьмой угробленных на него денег. А Ту-95 встал в строй всего через 4 года после закладки – и служит уже без малого 60 лет, может доставить в любую точку мира самый крупный ядерный заряд, срок его службы признан неограниченным.

В 50-е же этот «подарок Сталина Америке» вызвал шок в Штатах, где одновременно был построен, совсем по другой схеме, примерно равный реактивный бомбовоз Б-52. Но мы тогда были самой пострадавшей в недавней войне страной, а США – самой в ней выигравшей и процветающей. И вдруг эта чумазая, спаленная чуть не дотла Россия дает такой прорыв! Ненависть за это к Сталину трясет Штаты до сих пор – и будет, видимо, трясти, пока летает этот дальний бомбардировщик, убивший всякую надежу нашего захвата.

Но чуть не еще больше потряс Америку прилет туда Хрущева в 59-м на гражданском аналоге этой боемашины Ту-114. Для самолета-гиганта, дивиться на который шли толпами, даже не нашлось равного трапа – и наш лидер мог несколько лишних минут смотреть с этого красавца на ошарашенных американцев свысока…

Еще я могу вообразить, что испытали в 52-м наши летчики, еще вчера летавшие на фанерных «Ла» и «кукурузниках», при виде оглушительного Ту-95, рядом с которым и сейчас оторопь берет. Наверняка это было ощущение настоящего, огромного чуда, причастность к которому еще 30 лет по смерти Сталина заставляла лучших сынов нации творить чудеса в военном деле, музыке, науке. Сегодняшняя власть убила в корне это чудотворчество – живой памятью которого остался этот неизносный самолет.

…Туполев был крайне самолюбивой, заносчивой, упертой в свою правоту личностью, что было и его плюсом, и минусом. Такой характер позволял ему ломать стереотипы и создавать блестящие машины: первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144, сверхнадежный Ту-134, самый массовый в СССР Ту-154. Ну и, конечно, самый шедевр – Ту-95, достигший не преодоленного поныне для винтовой машины потолка скорости, надежности и экономичности. Перестали его строить в 1992-м – надо думать, не без возобладавшего при Ельцине нажима Запада. Но эту отработанную и дешевую в производстве модель можно было, совершенствуя по ходу дела, выпускать и посейчас – как в США выпускаются пенсионеры-Боинги. Крейсерская скорость у него как у Суперджета, грузоподъемность больше – если даже не пассажирский, то идеальный грузовой самолет!

Но эта же упертость Туполева обернулась в конце 50-х и целой серией катастроф первого в мире реактивного пассажирского Ту-104 – когда тот срывался в штопор с высоты за 10 тысяч метров. Туполева просили подработать конструкцию, но он отвечал: «Я никогда не ошибаюсь, это плохи летчики». Точку в роковом споре поставил героический пилот Гарольд Кузнецов: попав в штопор и диктуя до самого удара о землю подробности падения, доказал, что виной всему был недостаточный ход руля высоты. Только тогда Туполев признал свою ошибку и сделал доработку, после чего катастрофы прекратились.

Работать с таким ершистым гением – не сахар, но Сталин смог выжать из него на пользу Родине все возможное и невозможное. За дерзкие выходки и растрату казенных средств на свои вольные идеи Туполев присел в 37-м – но получил все карты в руки конструировать в «шарашке». И, редкий кремень, не только не загасил свой творческий пыл при той посадке, на которую никогда потом не обижался, но и еще умножил. После его освобождения в 41-м меж двумя гениями не гасли органические стычки – но сталинский кремень всегда умел ставить на место туполевский. И Туполев, уступая тому, кто видел дальше его авиагоризонта, самоотверженно выполнял сталинский заказ, трудясь по 25 часов в сутки – что было куда суровей любой каталажки.

Так трудились и все сталинские выходцы, сказавшие о своих страшных, великих и захватывающих годах под Сталиным словами Пастернака: «По слепому случаю судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то, что есть самое лучшее в нас – художник – оказался в моем случае не затертым и не растоптанным».

Их суровая, но одухотворенная невероятно жизнь была близка к реальному бессмертию, имея счастье, уже словами Маяковского, «умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела».

Сталин владел вещим даром так настраивать подобных Туполеву асов, что те были счастливы разбиться оземь и сделать максимум того, на что способны. Но при этом оставил по себе одну непостижимую, для меня во всяком случае, загадку. Как он, при всем своем провидчестве, не провидел жуткой тараканьей схватки его сподвижников по его смерти, что в конце концов свело на нет все им воздвигнутое? Почему не озаботился столь же надежным и неубиваемым, как этот Ту-95, преемником, который бы не дал порушить его грандиозные дерзанья? Хотел, что ли, как купец, сожравший с медом свои ценные бумаги, унести все с собой в могилу? Мнил себя бессмертным? Или, что еще маловероятней, полагался на спасительный коммунистический авось? Все это как-то не укладывается в голове и не стыкуется с его профилем.

По всем так сказать непрофильным активам он добился полного успеха, признанного даже самыми лютыми его противниками как Черчилль или Трумэн. Не будучи технарем, настроил Туполева строить лучшие в мире самолеты; не будучи музыкантом, вывел в гении музыки Шостаковича. Тем же своим зверским чутьем угадал будущих классиков и нобелевских лауреатов в Капице, Шолохове, Пастернаке, Булгакове, создав им все условия для творчества… И лишь в своем прямом кадровом деле так опростоволосился под конец жизни!

И у меня на этот счет всего одна догадка. Что этот универсал как Леонардо да Винчи, не только теоретик, но и сильнейший практик, постиг в своем финале одну страшную истину: что равных ему уникумов просто больше нет. Но вся страна уже успела положиться на его всевидящее око, которое, как видно из архивов, поправляло и мелкие промашки по высеву турнепса в Узбекистане – и колоссальный атомный проект. И он, взяв на себя такое, что больше никому не по плечу, просто махнул своей иссушенной рукой на невозможность повторения себя. Увидев этот кадровый тупик, не стал и биться с ним.

Но в итоге мы все стали невольными заложниками его исключительной натуры. Он, почти Бог для современников, а для иных и больше Бога, своими успехами привил всей нации святое, бесконечное доверие к вождю. И когда дальнейшие вожди стали всего лишь не такими абсолютными, эта глубинная прививка и сгубила нас. Все наши протесты последних десятилетий – это вопль, взывающий к совести тех просто человеков, достаточно бессовестных, занявших место генетически вошедшего в нас божества.

Забыть эту генетику, как первый выигрыш на скачках или в рулетку, ведущий затем к полному опустошению кармана – невозможно. Подняться до его величия, как до Христа, нет сил. И остается лишь безумно клясть его или возносить в лишенных собственной потенции сердцах – что впрочем, без этой потенции, суть одно и то же.

Но и при всем этом он, великий и непонятый, и сейчас этим вещественно оставшимся от его сказочной эпохи самолетом, как некой своей высоко парящей тенью, защищает нас.


Источник →

Ключевые слова: Сталин, Туполев
Опубликовал Всегда Начеку , 16.04.2017 в 18:41

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Константинович
Владимир Константинович 17 апреля, в 03:31 "Но мы тогда были самой пострадавшей в недавней войне страной, а США – самой в ней выигравшей и процветающей." Конец цитаты автора.
Не столько автору, сколько читателям нужно задуматься, почему мы были самой пострадавшей страной.
Из моего окна виден участок территории предприятия "Полёт", на котором во время войны работали "враги народа" А. Н. Туполев и С. П. Королёв. Тогда территория была больше. Она простиралась и туда, где сейчас стоят жилые дома, построенные вдоль бывшей взлётной полосы военного аэродрома, сейчас это Космический проспект. На бывшей территории воздвигнут и кинотеатр "Космос", в котором на прошлой неделе показывали замечательный фильм "Время первых". Есть у нас и улица Туполева, проспект Королёва, уже в других частях города.
Почему "гениальное предвидение" Сталина позволило отправить этих учёных сначала в лагеря, а потом в "шарагу"? Или непогрешимый всё же допустил ошибку? Но самый трудный вопрос для фанатов, это почему в окружении вождя не нашлось достойного его преемника, почему созданная Сталиным партия выдвигала и вздымала наверх не самых достойных, а самых ловких: Берию, Хрущёва, Брежнева, Черненко, Горбачёва? Как нашей партией были воспитаны и выдвинуты "пламенные реформаторы" Ельцин, Гайдар, Чубайс, Хасбулатов и прочие "демократы" и "либералы", сделавшие эти термины ругательными?
И это не вопросы автору. Над ними задумываются все. А ответы, к которым приходят задумывающие - не в пользу Сталина.
Текст скрыт развернуть
-3
Карен Иерусалимский
Карен Иерусалимский Владимир Константинович 17 апреля, в 15:56 Насчёт Берии вы ни правы, он был умён, поэтому Сталин держал его при себе как умного, а хруща он держал как клоуна который в вышеванки плясал перед ним гапака(из мемуаров Власика личного начальника охраны И. В. Сталина) Текст скрыт развернуть
2
Владимир Константинович
Владимир Константинович Карен Иерусалимский 17 апреля, в 18:19 Был умён. Вот именно, был. Пока за него не взялся "клоун", как Вы выражаетесь, Хрущёв. Почему Сталин не приблизил к себе настоящего преемника, которого не одолел бы никто? Почему не окружил этого преемника настоящими руководителями с государственным мышлением, с такими личностными характеристиками, которые обозначены в Моральном Кодексе строителя коммунизма Устава КПСС? Или таких не было? Или таких удалили и расстреляли более ловкие помощники Сталина? Кого воспитывала ВКП(б) и КПСС?
"Каждый руководитель должен знать, что он не вечен ни на Земле, ни на предприятии, поэтому он должен заблаговременно подготовить себе преемника". Или Сталин надеялся прожить лет до девяноста? Почему один, забравшийся на самый верх, мог послать всю партию, всю страну на кукурузу, на целину, на изучение "Целины", на перестройку, гласность, в трезвость? Почему окружение всегда покорно поддакивало, пока лидер не зарывался дальше некуда, как Хрущёв и Горбачёв? Увы, многие коммунисты ещё в восьмидесятые понимали, что такой "демократический централизм" к добру не приведёт, но кто их слушал? https://www.chitalnya.ru/work/329459/
Информация в партии шла только сверху вниз, как по водосточной трубе. Диоды пропускали вверх только те сигналы, которые хотели слышать наверху. На ХХ съезде КПСС партийная элита свалила на Сталина и все свои ошибки преступления, перегибы, доносы и расстрелы. Но ничего не изменилось в системе управления партией, в подготовке и принятии решений, в кадровое политике: в отборе, воспитании, выдвижении в руководящие органы. Выдвигались послушные и со всем согласные. Пока они не добирались до руля. А потом уже все были вынуждены соглашались с ними: с запретом генетики и кибернетики, с волюнтаризмом и т. д. . .
Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Савченко
Анатолий Савченко 17 апреля, в 04:40 Да, как сейчас не хватает таких людей: Сталин, Берия, Судоплатов! Текст скрыт развернуть
3
Карен Иерусалимский
Карен Иерусалимский Анатолий Савченко 17 апреля, в 15:53 Минусы есть у всех у нас и мы все ни без греха, но нато тяжёлое и очень трудное время они Троя поступали правильно и сохранили цвет наших великих умов и конструкторов Текст скрыт развернуть
2
brigadier21 Snytsarienko
brigadier21 Snytsarienko Карен Иерусалимский 17 апреля, в 16:50 Лично моё мнение таково, что Сталин и его команда научили русских просчитывать даже самого мудрённого врага - вычленять его управленцев, блокировать связь между ними и громить их по одиночке. И они наглядно показали всему миру как это надо делать. И на основе супер-разведки Абвера, и на основе методик связи НКВД Берии Сталин создал золотой симбиоз, где главными были не броня, и пушка, а рация с радиопеленгатором, и глушилкой. Мы не только догнали передовые страны мира в технике, но и полностью перестроили мышление технической элиты. К сожалению, хрущёвская десталинизация напрочь угробила это направление и связь стала терять приоритет в развитии, что и видно даже на примере телефонов в позднем СССР. Текст скрыт развернуть
1
Владимир Константинович
Владимир Константинович brigadier21 Snytsarienko 17 апреля, в 18:26 Пора определиться с терминами. Что такое "хрущёвская десталинизация"? Переименовали города, заводы, колхозы, Система управления осталась прежней. "Пахан управляет всем! Я начальник - ты дурак! Ты начальник - я дурак!", Избирательная система осталась прежней - выборы из одной кандидатуры. Первый всё так же мог послать всю партию, вся страну на химизацию, кукурузу и целину, Кадровая политика осталась прежней - по личной преданности, а в чём-то и ухудшилась. В чём заключалась "Хрущёвская десталинизация"? Текст скрыт развернуть
0
brigadier21 Snytsarienko
brigadier21 Snytsarienko Владимир Константинович 18 апреля, в 01:37 Прежде всего десталинизация разрушила морально-этические базы у военной и инженерной элиты - она фактически обнулила ценность лучших сталинских кадров. Та узкая тонкая прослойка профессионалов, что появилась при Сталине, в одночасье была признана пособницей кровавого режима со всеми вытекающими последствиями. При этом предложить что-то принципиально новое Хрущёв не смог. Он одним ударом разрушил собственную страну, но вот понять это не сумел. Текст скрыт развернуть
2
brigadier21 Snytsarienko
brigadier21 Snytsarienko 18 апреля, в 11:40 Или рядом с соответствующей семьёй... Текст скрыт развернуть
1
Владимир Константинович
Владимир Константинович 18 апреля, в 17:35 А Вы жили при Сталине? Текст скрыт развернуть
0
Артур Евневич
Артур Евневич 17 апреля, в 11:12 Блестящая статья. Текст скрыт развернуть
0
Юрий Иванович
Юрий Иванович 17 апреля, в 15:26 Начинают прозревать,и это радует. Текст скрыт развернуть
0
Карен Иерусалимский
Карен Иерусалимский 17 апреля, в 15:49 Ктобы что ни говорил, но если бы ни Сталин и Берия со своими шарашками, неизвестно были бы у нас живы все наши умы на которые охотился Гитлер и были бы у нас атомная и водородная бомбы и ракеты.... А хрущ сука который все развалмл и его как и Муссолини надо было головой вниз повесить боров хренов.. Текст скрыт развернуть
2
Павел Семенов
Павел Семенов 17 апреля, в 18:24 Кроме Туполева были еще Ильюшин, Мясищев, Сувхой и т. д. Но, к сожалению, был и Хрущев. Текст скрыт развернуть
0
Юрий Пак
Юрий Пак 17 апреля, в 18:53 Коммунистический интернационализм ( в самом широком смысле) - победил русский национализм. И в этом заключается разгадка отсутствия достойных преемников Сталина. А ведь еще Ленин призывал коммунистов к освоению мирового опыта!!!! Текст скрыт развернуть
0
Юрий Пак
Юрий Пак Юрий Пак 17 апреля, в 19:06 Если быть точнее - коммунистический интернационал проиграл в СССР, русскому и прочим национализмам!!! Текст скрыт развернуть
0
НАЗАРОВ ПАВЕЛ
НАЗАРОВ ПАВЕЛ 18 апреля, в 15:47 Будучи совсем мальцом , в начальной школе , среди летчиков неоднократно слышал следующую фразу : что бы Туполев не делал получался бомбардировщик и тот хреновый. Не знаю чем было это вызвано , но знаю что летчики 72-огогвардейского истребительного авиационного , полка до того как пересесть на МиГ-31 , несли службу на Ту-128(по останкам которого в Амдерме лазил лично).Так же слышал истории о том как Туполев с Яковлевым мешали Лавочкину , Сухому , Архангельскому , Петлякова и многим другим талантливым людям мешали , а чаще всего откровенно уничтожали всякую конкуренцию.
Так что терзают смутные сомнения по поводу гениальности Туполева.
Сволочность , интриганство , хамство и прочее присутствуют явно (вышеперечисленные авиаконструкторы разрабатывали довоенные самолету якобы созданные Туполевым).
Хитрожопость Туполева , скорее всего , позволила ему избежать откровенной опалы в какую попал , после смерти Сталина , Яковлева. А , скорее всего , прозорливое уничтожение Петлякова , Архангельского и Ермолаева . Ильюшин , с его откровенно дерьмовым , Ил-4 Туполев за конкурента не считал.
Текст скрыт развернуть
0
Владимир Константинович
Владимир Константинович НАЗАРОВ ПАВЕЛ 18 апреля, в 17:40 И это тоже время Сталина. Увы. Текст скрыт развернуть
0
Егорий
Егорий 19 апреля, в 21:46 Огромное ВАМ спасибо за прекрасную публикацию! Подписываюсь под каждым словом! Текст скрыт развернуть
0
Алексей Гиг.
Алексей Гиг. 22 апреля, в 14:03 Обращаю внимание на больного человека - под ником Владимир Михальков. Ярко выраженная шизофрения, Склонен к нецензурным оскорблениям для удовлетворения своей болезненной страсти к склочничеству и троллингу. Рекомендую не обращать внимания на его болезненное злословие и пренебрегать его существованием. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 180

Поиск по блогу

Последние комментарии

Россиянин .
Вот и славненько.)
Россиянин . ООО «Балтийский завод — судостроение» прекратит существование

О сайте

Читать

Поиск по блогу