Лучший военно-исторический музей России и его история

«Укрепление в виде короны»


В настоящее время Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) располагается в исторической части северной столицы в так называемом Кронверке – вспомогательном укреплении Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости. В переводе с немецкого Кронверк означает – «укрепление в виде короны» и строение действительно с высоты птичьего полета очень походит на королевский головной убор. Основной задачей Кронверка была защита Петропавловской крепости от нападения шведов с севера, однако, ни одно из этих фортификационных укреплений не успело поучаствовать в боевых действиях.
Правда, есть мнение, что в 1705 году шведы безуспешно пытались овладеть только что построенной Петропавловской крепостью и именно этот эпизод стал толчком к постройке в северной части земляного Кронверка.
alt

Новое фортификационное сооружение располагалось на искусственном острове, который получил название Артиллерийского, и должно было помешать атакующим сосредоточить силы для удара по основной крепости на Заячьем острове. Фронты Кронверка имеют бастионное начертание французской школы с небольшими орильонами (от французского orillon - «ушко»), позволяющими вести с укрепления продольный огонь, то есть защищать стены от фланговых ударов. В соответствии со всеми правилами перед фронтами расположили равелины, или отдельные от основного строения треугольные укрепления, располагающиеся перед водной протокой. Эскарпы, контрэскарпы и «капуниры» Кронверка были в те времена сооружены из земли и дерева.

alt

План Кронверка и Петропавловской крепости

alt

Вестибюль Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи


alt

alt

alt

У входа в музей есть пара экспонатов, имеющих не самое прямое отношению к артиллерийской тематике собрания

С 1706 года для строительства стали привлекать камень – ограды для защиты от размыва водой защитили гранитными эскарпами. На Кронверке с внутренней стороны также разместили казематы для жилья, а под каждым фланком (укрепление, расположенное перпендикулярно фронту крепости) были двухярусные оборонительные казематы. Весь XVII век северный защитник Петропавловской крепости модернизировался и перестраивался по инициативе как самого Петра I, так и его сподвижников. Так или иначе в развитие Кронверка вложили свои силы граф и генерал Бурхард Кристоф фон Мюнних, принц Людвиг Гессен-Гомбургский, граф Петр Иванович Шувалов, а также военный инженер и генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Пушкина. Спустя уже несколько десятилетий после возведения и Санкт-Петербургская крепость, и её северный защитник устарели и стали частью великолепной петербургской панорамы. Однако, основная крепость затмила собой Кронверк как в плане исторической ценности, так и буквально – для того, чтобы увидеть укрепление из центра города, необходимо обходить петропавловские стены.

Музей Петра Великого


Если сравнивать возраст Кронверка, в котором сейчас расположен музей артиллерии, с возрастом пушечного собрания, то окажется, что первые артиллерийские орудия стали коллекционировать еще в 1703 году. То есть за два года до закладки первого деревянноземляного Кронверка. И гораздо раньше, чем знаменитую Кунсткамеру, которую Петр I заложил в 1714 году, и которую многие ошибочно считают самым возрастным музеем России. Где же располагались первые экспонаты будущего артиллерийского собрания? В Петропавловской крепости в деревянном цейхгаузе по приказу самого Петра I. А первым заведующим и хранителем экспозиции стал Сергей Леонтьевич Бухвостов, которого русский царь в молодости называл «первым российским солдатом». В потешных войсках юного Петра Великого Бухвостов занимал в своё время должность «потешного пушкаря».
Лучший военно-исторический музей России и его история

Сергей Леонтьевич Бухвостов


Для наполнения экспозиции требовались немалые усилия, так как в бытность того времени все отработавшие свое и устаревшие орудия переплавлялись для создания новых пушек или колоколов. Все-таки, медь, железо и бронза были не самим доступными материалами. В указах Петра I можно увидеть в связи с этим требования к военноначальникам всех городов России о необходимости строгого учета, описи и хранения всех пушек и масжеров (мортир). Самые выдающиеся орудия предписывалось высылать в экспозицию зародившегося музея в Петропавловский цейхгауз. Так, в первые годы из Смоленска прибыло сразу 30 пушек с 7 мортирами. Нередко и сам царь осматривал подготовленные для утилизации орудия, из которых самые интересные направлял в музей. И даже в переломный момент после битвы под Нарвой, когда армия остро нуждалась в оружейных металлах, накопленные в цейхгаузе пушки не пошли на тотальную переплавку. О тяжести положения говорят многочисленные факты переплавки колоколов, изъятых из действующих храмов и церквей. На этот шаг государство пошло только после одобрения церкви.

Со временем, для пополнения коллекции «инверторскими, курьёзными и достопамятными» экспонатами, стали привлекать купцов, которые закупали оружие за рубежом. Примечательной историей в этой связи служит пример шведского купца Иоганна Прима, который приобрел для коллекции в 1723 году в Стокгольме старинную русскую пушку «Инрог» и привез эту махину на родину. В артиллерийской управе написали тогда:

«Оная пушка в артиллерию не требована и впредь не может быть действительна, но куплена оная только для курьёзу и видя, что она русская старинная».


alt

alt


96-мм бронзовая пушка "Красный лев" из эстонского Ревеля. Отлита в 1559 году. Масса 1597 килограмм, длина 4 метра. Лафет не родной, изготовлен в 1850 году

В 1776 году в Петербурге на Литейном проспекте появился трехэтажный артиллерийский арсенал графа Орлова, в котором второй этаж полностью перешел под нужды музея из петропавловского цейхгауза. Уже к концу XVIII века самый старый музей России становится еще и самым крупным военно-историческим музеем мира. Правда, для свободного доступа посетителей он закрыт до 1808 года, когда вместе с первыми посетителями начинается новая жизнь собрания военных ценностей. Составляются каталоги, путеводители, приступают к кропотливой работе классификации и реставрации экспонатов. Достопамятный зал в артиллерийском арсенале Петербурга первое время справлялся с наплывом посетителей, пока войны начала-середины XIX века не наполнили коллекцию трофейным оружием. Уникальное собрание ценностей требовало новых площадей, но тут неожиданно здание орловского арсенала передали министерству юстиции для размещения суда. Случилось это в 1864 году и всю коллекцию оружия в течение четырех лет держали в подвалах и неприспособленных для этого складах. Именно в этот момент Россия могла потерять ценные экспонаты артиллерийского собрания Петра. Но очень вовремя в дело вмешал сам император Александр II, который в 1868 году распорядился перенести многотысячное собрание в каменный, к тому времени, Кронверк Петропавловской крепости. С этого времени официальное название петровского музея стало «Зал достопамятных предметов Главного артиллерийского управления».

alt

alt

alt

Тяжелая 122-мм пушка «Собака» из Саксонии. Название оружие получило, как и во многих других случаях, по форме дельфинов - фигурных петель на стволе, предназначенных для перемещения пушки. Изготовлена в 1618 году. Масса – 1898 кг, длина – 3620 мм. Лафет бутафорский, датируется 1850 годом

alt

Вот в таком состоянии расположена часть экспозиции. Нет даже описаний к орудиям

Кроверк стал каменным по достаточно парадоксальной причине – в Европе начались революции, приведшие к свержению королевских династий. В связи с этим, Николай I решил обезопасить себя и государство от «революционной заразы» постройкой массы крепостей по всей России. В 1848 году приступили к возведению двухэтажного здания арсенала на месте деревянноземляного Кронверка. В 1860 году все работы были закончены и мощное краснокаменное фортификационное сооружение получило официальное название «Новый арсенал в Кронверке». Спустя 8 лет в стенах крепости нашли место для экспонатов петровского собрания, которому к тому времени стукнуло более 150 лет.

В начале XX века на долю артиллерийского музея выпало немало испытаний. Сначала его хотели перенести в Петропавловскую крепость, а на месте собрания планировали размещение Монетного двора. В 1917 году, когда немцы рвались к столице, экспонаты музея пришлось эвакуировать в Ярославль. Во многом это было вызвано огромным количеством орудийной бронзы, на которую у немцев были особые планы – для них это был стратегически важный ресурс. Революция также не пощадила экспонаты. И в Ярославле, и в Петрограде сгорело множество архивных данных, коллекции знамен, коллекции трофеев и документов. 1924 год принес еще одно бедствие – разрушительное наводнение, которое затопило немалую часть экспозиции.

Новейшая история музея


После Великой Отечественной войны и периода сложнейшего восстановления музея, коллекции собрания непрерывно пополнялись новыми экспонатами. Это были как трофейные образцы, так и новейшие разработки советской военной промышленности, многие из которых носили статус опытных экземпляров. Именно в послевоенный период музей окончательно ориентируется на артиллерийский профиль и из состава собрания выводятся экспонаты Интендантской коллекции и множество исторической военно-медицинской техники. Также по мелким музеям распыляются коллекции головных уборов, военного обмундирования, Суворовское собрание и предметы религиозного культа. В 1963 году к экспозиции в Кронверке присоединился Центральный исторический военно-инженерный музей, а спустя два года и Военный музей связи.
Сейчас в экспозиции Артиллерийского музея более 630 тыс. экспонатов из которых 447 располагаются на внешней площадке под открытым небом. Само собрание, с которым мне удалось познакомиться в середине августа, оставляет достаточно противоречивое впечатлением. С одной стороны, музей наполнен уникальной техникой и оружием, многое из которых датируется XVI-XVII веками. Всего насчитывает 13 залов на общей площади около 17 тыс. кв. м. Здание Кронверка и само по себе составляет немалую историческую ценность, а уж его содержание и подавно. Музей доступен – его легко найти в Санкт-Петербурге и он открыт пять дней в неделю, а на открытую экспозицию можно попасть абсолютно бесплатно.

Огромная немецкая противотанковая 8,8-см пушка PAK 43/41. Масса орудия более 4 тонн. Примечательно, что все немецко-фашистские орудия в музее стоят с опущенными стволами

С другой стороны, для современного музея оформление уж совсем скромное. Особенно, если сравнивать с современнейшими ангарами музейной комплекса в подмосковном парке Патриот. Во многих залах не хватает элементарного освещения экспонатов, а ценнейшие стволы средневековых пушек навалены словно бревна на территории музея. К тому же залы артиллерийского собрания находятся в перманентном состоянии ремонта и вам вряд ли удастся посетить их все единовременно. Во-первых, часть будет закрыта на ремонт, а во-вторых, для тщательного осмотра не хватит времени – музей работает с 11.00 до 17.00. Несмотря на это, собрания музея и атмосфера внутри него уникальны. Нигде в России вы не встретите столь крупного собрания свидетелей мировой пушечной и военно-инженерной истории. Каждый зал музея требует отдельного внимания и отдельного повествования.

Let's block ads! (Why?)

 

Источник ➝

Индия обеспокоена ценой систем ПВО США, которыми собиралась заменить «устаревшие системы» производства России

alt

Американская администрация одобрила продажу в Индию интегрированной системы противовоздушной обороны IADWS для защиты столицы страны – Нью-Дели. В индийской прессе по этому поводу вышел материал, в котором говорится, что стоимость такого комплекса для Индии слишком высока.

По последним данным, эта стоимость составляет 1,87 млрд долларов США.

Система ПВО, включающая радары AN/MPQ-64 Sentinel и установки со 118 ракетами AMRAAM AIM-120C-7/C-8, приобретается по заказу ВВС Индии в рамках межправительственного соглашения.

Индийская служба информации ANI цитирует неназванного источника в правительстве Индии:

Американцы одобрили проект на сумму почти в 1,9 млрд долларов, но это почти вдвое превышает ту цену, которую мы от них ожидали. Мы очень обеспокоены столь высокой ценой. Нам, возможно, придётся рассмотреть другие варианты для организации системы противовоздушной обороны столичного региона страны.

Ранее в Индии заявили, что намерены заменить «устаревшие системы ПВО российского производства в районе Нью-Дели на более современные средства малой и средней дальности». Американцы после этого заявления со своим предложением на правительство Индии и вышли.

Также в ВВС Индии высказались о высокой стоимости БПЛА Predator, которые изначально собирались покупать у США. Производитель, как выяснилось, предлагает Индии приобрести эти беспилотники с оснащением и вооружение примерно по 100 млн долларов за каждый. Общий объём изначально планируемого контракта – 30 единиц. В Индии считают эту цену заоблачной.

Let's block ads! (Why?)

 

«Использовать опыт Хорватии»: О заявлениях властей Украины по Донбассу на Мюнхенской конференции

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх