Последние комментарии

  • Victor Shpinev
    ,,Чтоб этот нацист сдох поскорее...,, Да, нет уж.... Пускай подольше поживёт и послушает, что о нём говорят...Для так...Горбачёв обвинил Запад в единоличном провозглашении победы в Холодной войне
  • Liapa-NNZ Фамилия
    Майкл Горбачефф вдруг вспомнил, что у него тоже медалька есть, а... а его забы-ыли... (Хнык-хнык)Горбачёв обвинил Запад в единоличном провозглашении победы в Холодной войне
  • Галина Медведева
    Чтоб этот нацист сдох поскорее...Горбачёв обвинил Запад в единоличном провозглашении победы в Холодной войне

Новое оружие и новые доспехи из Венской оружейной палаты

Рыцари и доспехи. В XV веке в Германии появился новый, весьма любопытный турнир на булавах, который представлял собой групповую схватку двух рыцарских отрядов. А вооружались они для этого боя тупым и тяжелым мечом и булавой из твердого дерева длиной до 80 см. На рукоятке булавы были предусмотрена шаровидная головка и диск из листового железа для защиты руки.

Булава утолщалась от рукоятки кверху и при этом еще имела и граненую форму. Хотя она и была деревянной, удар таким «деревом» по шлему, плотно прилегавшему к темени, мог иметь очень опасные последствия. Поэтому специально для этой разновидности турнира оружейники создали шлем сферической формы и большого объема. Теперь голова рыцаря, заключенная в такой шлем, нигде с его стенками не соприкасалась, а сам он опирался лишь на его плечи и на грудь. Дополнительной защитой служил подшлемник, закрывавший всю голову, кроме лица, и имевший толстую прокладку из войлока. А вот для обеспечения хорошего обзора забрала на шлеме заменила полусферическая решетка из железных прутьев.
alt

Разработанный около 1400 года, этот специальный шлем для турниров на булавах был первым образцом не боевого, а именно турнирного шлема. Решетка, заменившая забрало, обеспечивала хорошую защиту только от этого оружия и одновременно давала хороший обзор. К тому же бой на тяжелых мечах и булавах требовал облегчить дыхание сражающимся. Для экономии веса такие шлемы часто делали из прессованной кожи. Данный шлем принадлежал императору Максимилиану I и его сыну Фридриху III (1459 — 1519) и экспонируется в зале №1. Изготовлен он был примерно в 1480 – 1485 гг.

Понятия о красоте и функциональности в то время были несколько отличны от современных. Поэтому не удивительно, что появились шлемы, имеющие стальной каркас, но обтянутый поверх него вареной бычьей кожей. Причем кожаная покрышка при этом расписывалась темперой. В других случаях каркас шлема обтягивали полотном, покрывали меловой грунтовкой и также расписывали гербами владельца. Такие шлемы существовали уже около 1480 г. и это именно их очень часто изображали и миниатюристы, и… герольды, рисовавшие шлемы на гербах. Но заметим, что боевыми такие впечатляющие на вид рыцарские шлемы никогда не являлись.

Шлем к кирасе доспеха прочно крепился при помощи кожаных ремней, которые продевали в скобы или с помощью подчас весьма хитроумных приспособлений.

«И в воздух чепчики бросали!»


Уже в XII и XIII веках шлемы украшались так называемыми нашлемными украшениями. Случалось, что это были объемные геральдические фигуры из папье-маше или вареной кожи, а иногда нечто, что содержало намек на даму сердца рыцаря. Например, это мог быть рукав, перчатки или ее платок. Недаром рукав от платья стал даже геральдической фигурой. Изображение рукава было свидетельством удачи хозяина герба именно в боях на турнирах, так как дамы имели обыкновение награждать победителя, бросая ему драгоценности и свои оторванные от платьев рукава! Все как у Пушкина, не так ли? Но только роль чепчиков выполняли рукава! Интересно, что нашлемные украшения в этом турнире использовали не столько ради того, чтобы произвести впечатление на зрителей, хотя, понятно, что и для этого, но и затем, чтобы их сбивать, так как победа присуждалась именно тому, кто своей булавой сбивал это украшение со шлема противника.
alt

«Турнир на булавах» «Книга турниров» Рене Анжуйского, 1460 год. (Национальная библиотека, Париж)

Главное – выдержать удар тяжелым тупым предметом!


Такой шлем мог быть выкован и в виде полусферы из цельного металлического листа. железа. В этом случае у него было откидывающееся забрало, имеющее форму выпуклой решетки. Поскольку металл на солнце сильно нагревался, шлем покрывал кусок ткани – намет, ниспадавший сзади рыцарю на спину. На горшковидных шлемах такие наметы стали использовать уже в XIII веке. Ткань для них могла быть и шелком, либо это могло быть тонкое полотно. Обычно цвет намета совпадал с основным цветом герба рыцаря. Кираса для турнира на булавах выделывалась не из металла, а из толстой вареной кожи для турнира, и также покрывалась тканью, расшитой гербами. Приблизительно около 1440 года в моду вошли металлические «вентилируемые» кирасы, в которых стали пробивать отверстия для воздуха. Они прилегали к груди и спине неплотно, так что образовывавшаяся там воздушная подушка не позволяла рыцарю перегреваться во время очень даже жаркой схватки.
alt

Устройство шлема для турнира на булавах. «Книга турниров» Рене Анжуйского, 1460 год. (Национальная библиотека, Париж)

Остальные детали, защищавшие руки, могли быть как кожаными, так и металлическими. Главное, от чего они должны были хорошо защищать – удар тяжелым тупым предметом. Поэтому для копейных поединков использовать такие доспехи было нельзя. Так что это были первые высокоспециализированные рыцарские латы, пригодные исключительно для игрищ и… новая головная боль для рыцарского сословия, потому как стоили они немногим меньше, если не больше (с учетом дорогих тканей и вышивок на них!), чем самые прочные боевые доспехи.

Ноги рыцаря в боевом доспехе защищали латы. Но нужны ли они были в доспехах турнирных, в особенности в поединках на копьях, где главной целью был либо шлем, либо (чаще всего) щит противника. Поэтому в итоге стала использоваться защита из дильжей – наколенных лат, которые ниже бедер и колен ноги не защищали.

alt

Турнир на булавах. «История Троянской войны»,1441 г. Германия (Национальный музей, Берлин)

Седла под стать всадникам!


Уже в турнире на булавах появились особые седла, отличавшиеся от боевых. У них было приподнятое сиденье, нужное для того, чтобы лошадь никоим образом не мешала бы своему всаднику использовать свое оружие. По сути в таком седле всадник не столько сидел, сколько стоял в стременах. Передняя лука седла была исключительно высокой, а в верхней части ее была предусмотрена скоба, за которую рыцарь мог держаться левой рукой, нанося удары правой. Соответственно задняя лука была тоже настолько высокой, что падение всадника с лошади фактически исключалось. Как и всадник, его лошадь покрывалась «одежкой», разрисованной геральдическими изображениями. Однако к концу XV века турнир на булавах начал выходить из моды.
alt

Для того чтобы голова участника была защищена от ударов противника, под шлем надевались подшлемники из стеганого льна. Эти «чепчики» уже сами по себе давали неплохую защиту, к тому же голова в них не касалась поверхности шлема. Данный подшлемник 1484 года входит в серию из шести подшлемников для шлемов, которые были изготовлены Клаусом Вагнером, Кристианом Шрайнером и Кристианом Шпором. Эта серия была заказана для турнира в честь второй свадьбы Сигизмунда (1427—1496), герцога Передней Австрии и графа Тироля с Катериной Саксонской, состоявшейся в том же 1484 году. Владелец: Сигизмунд (1427—1496), герцог Передней Австрии и граф Тироля). Материалы: стеганое полотно, конопля, кожа.

Оружие и поединки на любой вкус!


Кроме конного турнирного боя существовал и пеший, причем к нему во все времена относились с большим уважением. Ведь подразумевалось в любом случае, что конь у рыцаря есть, иначе бы он просто не был бы рыцарем. Но то, что он мог искусно сражаться пешим продолжительное время (конная схватка была все-таки достаточно короткой), подчеркивало его мастерство. В результате в XV веке пешие поединки получили весьма напыщенное название: «старинный немецкий пеший бой». Популярность их растет, что приводит к появлению и новых специфических доспехов, а также оружия. Например, на миниатюрах знаменитого «Манесского кодекса», мы видим поединщиков, сражающихся на мечах и с кулачными щитами – баклерами в руках. Использовались также копья, как короткие, так и достаточно длинные, а также боевые молоты и альшписы с колющими клинками и с двумя дисками на рукояти. К середине XV века, как это видно из иллюстраций в книги о турнирах, принадлежавшей императору Максимилиану I, сражаться можно было не только на мечах, но и булавами, теми же альшписами, топорами, кинжалами, дюссаками (достаточно специфическим оружием, имевшим только клинок, и рукоятью в виде отверстия в его задней части без гарды), секирами и даже… боевыми цепами, вроде бы совсем уже простонародным оружием.
Новое оружие и новые доспехи из Венской оружейной палаты

Поединок пеших бойцов на коротких копьях. «Турнирная книга» императора Максимилиана I (Венская императорская оружейная палата)

Наиболее удобным видом шлема для таких поединков оказался армэ сферической формы и с поднимающимся забралом сложной формы. Внутренний объем армэ был достаточно велик, чтобы голова никоим образом не соприкасалась бы со шлемом.

alt

Миланский доспех во французском вкусе для пешего боя Клода де Водре, камергера герцога Карла Бургундского Карла Смелого. В этом доспехе он участвовал в турнире с участием императора Максимилиана I во время празднеств в Вормсе в 1455 году. Клеймо на броне принадлежит итальянскому доспешнику Джованни Марко Меравилья, который управлял крупной мастерской по производству доспехов в Милане. Племянник знаменитого Антонио Миссалья, он продавал свою продукцию по всей Западной Европе, включая и Бургундию. Особенностью доспеха для пешего поединка являлась характерная бочкообразная «юбка» из колец-обручей, что делало ее похожей на современный складывающийся туристический стаканчик. Такая форма обеспечивала максимально возможную защиту для ног, сочетая ее с максимальной подвижностью. Следуя французским вкусам клиента, тяжелый шлем выполнен в форме гранд бацинета с большим перфорированным и щелевым забралом. Миланский доспешник сделал симметричными наплечники и убрал с них выступающие кромки, в то время как в Италии были распространены асимметричные наплечники. Интересно, что сабатоны – рыцарские латные башмаки были без шпор, то есть были приспособлены исключительно к пешему хождению и уже к 1480 году имели широкие и тупые носы на манер грубых крестьянских башмаков. Экспонируется в зале №1.
alt

А вот это типичный боевой доспех 1450 года. Доспех принадлежал курфюрсту Фридриху Пфальцскому и был изготовлен в Милане мастерами семьи Миссалья. На нем имеются клейма Томазо Миссалья, Антонио Мисалья, Инноченцо да Фаерно и Антонио Серони, то есть над его изготовлением пришлось поработать сразу четырем мастерам. Такое разделение труда было обычным в крупных миланских компаниях того времени, где уже имела место специализация мастеров на разных деталях доспеха. Миланские мастера быстро приспособились к вкусам рыцарей Франции, и специально выделывали на экспорт доспехи "alla francese". Отличия заключались в симметричных наплечниках и наличии маленьких дисков для защиты подмышечных впадин. Шлем выполнен в стиле «большой бацинет», как большой шлем с круглым козырьком. Стальные башмаки (сабатоны) по традиции заканчиваются длинными позднеготическими носками. Датировка доспеха произведена на основе исторических данных. Дело в том, что курфюрст Фридрих Победоносец начал свое правление в Пфальце в 1449 году, и вполне вероятно, что по случаю этого важного события он и заказал себе эти новые доспехи. Доспех экспонируется в зале №1. Владелец: Курфюрст Фридрих I (1425 — 1476). Сын Людвига III из Пфальца. Изготовитель: Томазо и Антонио Негрони да Элло, называемые Миссалья (1430–1452, работавшие в Милане). Материал и технологии: «белое железо», ковка, кожа.
alt

Рассматривая доспехи для пешего поединка, легко убедиться, что они специально устроены так, чтобы дать сражающимся максимальную защиту. Так, юбка со временем приобрела форму колокола, чтобы все удары с нее бы соскальзывали, но при этом подвижность тазобедренных суставов была максимальной.
alt

Особенно это заметно в сравнении с доспехами (см. фигуру слева) этого же времени непосредственно для боя. Эти доспехи все более облегчаются. Появляются так называемые «трехчетвертные доспехи», не имевшие латных прикрытий на ногах, кроме пластинчатых набедренников, доходящих до колен. Появились и специальные рейтарские и пикинерские доспехи, которые носили люди совсем уже не рыцарского звания.

Однако это тема для отдельного рассказа, и он обязательно здесь со временем появится. Мы же пока что будем продолжать рассматривать турнирные доспехи, благо теперь их разновидностей, как и собственно видов турнирных поединков, с каждым десятилетием начиная с XVI века стало появляться все больше…

P. S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать фотоматериалы Венской оружейной палаты.

Продолжение следует…

Let's block ads! (Why?)

 

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх