Последние комментарии

  • кирилл прокопьев
    Скотобойщик - профессия по убийству животных, военный - профессия по убийству людей. На Земле не должно быть таких пр...«Основная задача – убивать»: в Дании скандал из-за объявления о вакансии командира роты
  • fastas .
    Только вот с недавних пор урезали почти наполовину. Может вернемся к примеру с переносом мешков за 50 и за 30 рублей?..."Ребята, так не должно быть": Путин поставил жёсткое условие военным - Баранец объяснил, какие рекорды последуют
  • Peter Shantarin
    Посмотри в зеркало и узнаешь, кто такой либераст :-)Демографическая катастрофа. Есть ли шанс спасти Россию от вымирания?

Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»

«Боевые автобусы». Немецкий полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251 является самым узнаваемым БТР Второй мировой войны, хотя американских полугусеничных бронетранспортеров М3 в военные годы было выпущено больше. Созданная немецкими конструкторами боевая машина Sd.Kfz. 251 на протяжении всей Второй мировой войны была основным бронетранспортером Вермахта, приняв участие во всех значимых сражениях.

Можно сказать, что именно Вермахт первым в мире принял на вооружение специализированный бронетранспортер и научился эффективно его использовать. Уже в ходе войны союзники вынуждены были заняться созданием подобной бронетехники, переняв у немцев тактику её использования.
alt

В историю немецкий полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz. 251 вошел также под названием «Ганомаг», по названию компании-производителя: машиностроительного завода Hanomag из Ганновера. Всего за годы Второй мировой войны в Германии успели выпустить более 15 тысяч подобных бронетранспортеров в различных вариантах исполнения. Удачное шасси активно использовалось для создания разных боевых машины, в том числе санитарных, машин артиллерийской разведки, передвижных командных пунктов, а также в качестве носителя различных вооружений: от зенитных автоматических пушек до 75-мм противотанковых орудий. При этом основным предназначением бронетранспортера «Ганомаг» на протяжении всей войны была транспортировка моторизованной пехоты (панцергренадеров). Особенно хорошо бронетранспортеры проявили себя на Восточном фронте и в Северной Африке, так как благодаря полугусеничному движителю обладали хорошей проходимостью по пересеченной местности и могли действовать в условиях бездорожья.

От артиллерийского тягача к бронетранспортеру


Появление в немецкой армии полноценного бронетранспортера к началу Второй мировой войны неразрывно связано с появлением в Германии полугусеничных артиллерийских тягачей. Над созданием полугусеничных автомобилей в Германии работали еще в годы Первой мировой войны. Работы в этом направлении привели к тому, что в 1930-е годы Германия прочно удерживала пальму первенства по выпуску автомобилей различного назначения на колесно-гусеничном ходу. Такое развитие промышленности идеально ложилось на доктрину немецких военных, которые понимали, что будущая война будет войной машин и глубоких наступательных операций. Подобная стратегия требовала наличия специализированного транспорта, которым стали многочисленные колесно-гусеничные транспортеры, обеспечившие большую мобильность артиллерии Вермахта. Именно колесно-гусеничные тягачи стали теневым козырем германской армии в первой половине Второй мировой войны, обеспечивая гитлеровским войскам серьезное преимущество над армиями противостоящих государств.

Созданные в Германии полугусеничные тягачи были также идеальным шасси для создания различной специализированной техники, в том числе таких машин как БРЭМ, которые могли использоваться даже для эвакуации танков с поля боя. Рано или поздно в головах германских военных должна была родиться идея о создании бронетранспортера на подобном шасси, это был лишь вопрос времени. БТР на колесно-гусеничном шасси с бронированным кузовом был гораздо предпочтительнее обычных колесных грузовиков, которые в условиях современной войны были крайне ненадежным транспортным средством, они не обеспечивали экипажу защиту от огня противника, не имели вооружения, отличались недостаточной проходимостью по пересеченной местности и могли быть выведены из строя даже огнем из стрелкового оружия.

Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»

Трехтонный полугусеничный артиллерийский тягач Sd.Kfz. 11

Уже в 1933 году немецкой фирмой Hansa-Lloyd-Goliath был разработан легкий 3-х тонный полугусеничный артиллерийский тягач. Серийное производство машины под обозначением HLkl 5 началось в 1936 году. При этом компания не могла справиться с массовым выпуском подобной техники и не могла удовлетворить всё возрастающие запросы Вермахта, до конца года Hansa-Lloyd-Goliath выпустила 505 подобных артиллерийских тягачей. В 1938 году данная компания сменила владельца и получила новое название Borgward. В тот же временной период на предприятии начали сборку модернизированных 3-х тонных артиллерийских тягачей HLkl 6, оснащенных новым двигателем «Майбах» HL38 мощностью 90 л.с. На этот раз, трезво оценивая производственные возможности компании «Богвард», руководство вооруженных сил сразу же выбрало второго производителя данных тягачей – компанию «Ганомаг» из Ганновера. Последняя представила свою версию полугусеничного тягача Hkl 6, которая практически ничем не отличалась от модели компании «Богвард».

Данный артиллерийский тягач был принят на вооружение Вермахта под обозначением Sd.Kfz. 11 сокращение от Sonderkraftfahrzeug 11, где «Sonderkraftfahrzeug» переводится как «автомобиль специального назначения», а арабские цифры обозначают модель машины. Артиллерийский полугусеничный тягач Sd.Kfz. 11 серийно производился в Германии с 1938 по 1945 год, за это время было собрано более 9 тысяч машин данного типа. Тягач мог перевозить до 8 бойцов, нагрузку в 1550 кг в кузове и буксировать прицеп массой до 3-х тонн. В Вермахте данный полугусеничный транспортер часто использовался в качестве штатного средства для буксировки легких 10,5-см полевых гаубиц leFH 18.

Именно данное шасси стало основной для создания бронетранспортера Sd.Kfz. 251 и различных машин специального назначения на его базе. При этом германская промышленность до конца войны выпустила более 15 тысяч подобных бронетранспортеров в различных вариантах исполнения. Серийное производство нового бронетранспортера началось в 1939 году и не останавливалось практически до самого конца войны.

alt

Шасси Sd.Kfz. 11 на заводе

Технические особенности бронетранспортера Sd.Kfz. 251


Новый немецкий бронетранспортер представлял собой машину классической компоновки. В передней части корпуса располагалось моторное отделение, за ним отделение управления, совмещенное с десантным отделением (или боевым при установке различных видов вооружения). Экипаж бронетранспортера состоял из двух человек: механика-водителя и командира машины, в десантном отделении могли свободно разместиться до 10 пехотинцев.

Бронекорпус на первых моделях был клепаным, позднее стал полностью сварным. Он собирался из катаных бронелистов, расположенных под рациональными углами наклона. Толщина брони колебалась от 15 мм в передней части корпуса, до 8 мм по бортам и в корме боевой машины. Дополнительной защитой с бортов могли быть ящики с ЗИП и различным снаряжением. Корпус был открытым, крыши машина не имела, в случае непогоды сверху можно было легко натянуть брезентовое полотно. Посадка и высадка десанта осуществлялись с кормы корпуса, где была размещена двустворчатая дверь. Таким образом, покидая боевую машину, панцергренадеры были прикрыты от фронтального огня корпусом боевой машины. Бойниц для ведения огня в бортах корпуса не предусматривалось, но при необходимости солдаты могли вести огонь из личного оружия поверх бортов. Штатным вооружением бронетранспортеров был один, в некоторых случаях два единых 7,92-мм пулемета MG34 или позднее MG42. Передний устанавливался на крыше отделения управления и был прикрыт бронещитком. Задний пулемет устанавливался на вертлюг, который был прикреплен к кормовому бронелисту, данный пулемет можно было использовать для ведения огня по воздушным целям.

Ходовая часть бронетранспортера была аналогична артиллерийскому тягачу Sd.Kfz.11. БТР получил полугусеничное шасси с шахматных расположением опорных катков, при этом передние колеса боевой машины были управляемыми, а наличие гусениц существенно повышало проходимость по пересеченной местности. Управление бронетранспортером осуществлялось при помощи поворота рулевого колеса автомобильного типа. При повороте на небольшой угол (в разных источниках от 6 до 15 градусов) поворот осуществлялся только за счет использования передних колес. Для более крутого поворота механик-водитель использовал гусеницы, когда одна из них тормозилась, а на другую передавалось до 100 процентов мощности двигателя.

alt

Сердцем бронетранспортера Sd.Kfz.251 был шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения HL 42 TURKM производства компании Майбах. Этот двигатель рабочим объемом чуть более 4,1 литра обеспечивал максимальную мощность 100 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Мощности двигателя было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортер, боевая масса которого доходила до 9,5 тонн, до скорости 53 км/ч при движении по шоссе. Запас хода по шоссе оценивался в 300 км. Помимо этого полугусеничный движитель в спарке с указанным мотором обеспечивал машине возможность преодолевать подъемы до 24 градусов, преодолевать рвы шириной до двух метров и броды до полуметра без какой-либо подготовки.

На каждый бронетранспортер немецкая промышленность тратила примерно 6076 килограммов стали. При этом стоимость пехотного бронетранспортера Sd.Kfz.251/1 Ausf.C оценивалась в 22 560 рейсхмарок. Для сравнения стоимость производства одного танка в гитлеровской Германии находилась в диапазоне от 80 000 до 300 000 рейхсмарок.

Модели и классификация бронетранспортеров «Ганомаг»


Все германские бронетранспортеры Sd Kfz. 251 серийно производились в четырех основных модификациях Ausf. А, В, С и D и в 23 различных специализированных вариантах, которые могли отличаться друг от друга не только наличием специального оборудования, но и составом вооружения. Наиболее массовой из всех была модификация Ausf. D, таких машин было выпущено 10 602, бронетранспортеров трех предшествующих модификаций – 4650. Наиболее распространенной являлась модель Sd.Kfz.251/1, которая собственно и представляла собой полноценный бронетранспортер, предназначенный для транспортировки полного пехотного отделения (10 человек). К примеру, другие варианты машины обозначались как Sd.Kfz. 251/3 (машина связи, отличалась наличием мачтовых, штыревых или рамочных антенн и различных радиостанций) или Sd.Kfz. 251/16 выпущенная в количестве нескольких сотен огнеметная версия с двумя пулеметами MG34 и двумя огнеметами калибра 14-мм с дальностью огнеметания до 35 метров.
alt

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/1 во время наступления под Сталинградом, 1942 год, фото: waralbum.ru

Первые серийные Sd.Kfz. 251 поступили на вооружение частей Вермахта летом 1939 года, польская кампания стала для этих боевых машин дебютом на поле боя. Первой новую технику получила элитная 1-я танковая дивизия. Уже во второй половине 1939 года в Германии приступили к сборке модификации Sd.Kfz.251 Ausf.B. Основным отличием от модификации Ausf.A было отсутствие смотровых щелей для десантников в бортах корпуса (на модификации Ausf.A такие щели прикрывали бронестеклами). Помимо этого радиоантенна переехала с крыла бронетранспортера на борт боевого отделения. Еще одним заметным отличием стало появление бронещитка, который прикрывал передний единый 7,92-мм пулемет MG34. Появление бронещитка – обобщение опыта реального боевого применения бронетранспортеров в Польше. Также модель отличалась появлением бронированных кожухов воздухозаборников. Данная модификация БТР серийно выпускалась до конца 1940 года.

Следующей массовой модификацией стал Sd.Kfz.251 Ausf.С. По сравнению с двумя предыдущими вариантами БТР новая машина могла похвастаться большим количество изменений, внешне остающихся незаметными. Все изменения были направлены на упрощение технологии выпуска бронетранспортера, также учитывался реальный опыт боевого применения. Заметным отличием данной модификации стала измененная передняя часть корпуса. Спереди появилась прямая монолитная бронеплита, размещенная под рациональным углом наклона, такая плита лучше защищала силовое отделение машины. На крыльях бронетранспортера появились раздельные ящики для перевозки запасных частей и различного военного имущества, саперные инструменты переехали дальше к корме машины. Бронетранспортеры модификации Ausf.С выпускались вплоть до 1943 года.

alt

Бронетранспортер Sd.Kfz. 251 Ausf. C на одной из улиц Воронежа, 1942 год, фото: waralbum.ru

В том же 1943 году появилась последняя и наиболее массовая модификация Ausf.D. К этому моменту производство бронетранспортеров в гитлеровской Германии достигло своего пика. В 1943 году немецкая промышленность выпустила 4258 БТР, в 1944 году – 7785. Главной особенностью нового бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf.D была измененная форма корпуса и бортов десантного отделения. На этой модели ящики ЗИП были интегрированы в борта корпуса, а кормовая часть получила более простую в производстве форму, теперь это была единая прямая деталь, установленная под наклоном. Основным отличием данной версии стало то, что корпус стал сварным и более технологичным, немцы полностью отказались от использования клепки. На первых трех моделях места для десанта вдоль бортов корпуса были обтянуты дерматином, на модификации Ausf.D его заменили простым брезентом, встречались также варианты с деревянными скамьями. Все технические упрощения модели были нацелены на увеличение производства бронетранспортеров в условиях военного времени.

Let's block ads! (Why?)

 

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх