Последние комментарии

  • Алексей Иванов
    Ей не сказали..... Она не знала.... Её не инструктировали.... И т.д...Демографическая катастрофа. Есть ли шанс спасти Россию от вымирания?
  • Александр Иноземцев
    "...В Сингапуре, например, часть зарплаты откладывается работникам на банковский пенсионный счёт (ещё и проценты начи...Демографическая катастрофа. Есть ли шанс спасти Россию от вымирания?
  • Так будет
    пора всех этих фанатов покрошить, к болельщикам они не имеют ни какого отношения - это просто свора озверевших гондонов"И завтра они бы на "вы" разговаривали": Запашный рассказал, как "укротил" бы фанатов, оскорбивших Дзюбу

Максимилиан I. Создатель «максимилиановских доспехов»

Максимилиан I. Создатель «максимилиановских доспехов»

Доспех для реннена. Современная реконструкция на основе одного из турнирных доспехов императора Максимилиана I (Венская оружейная палата)


Люди и оружие. Интересно, что Максимилиан с самого начала показал себя энергичным и предприимчивым, в отличие от своего отца, нерешительного Фридриха III. Понимал это и сам Фридрих III, который по достижении 70-летнего возраста передал бразды правления сыну, а сам фактически отошел от дел.
В 1486 году он собрал шестерых курфюрстов (не было лишь короля Чехии), и они выбрали Максимилиана королем Германии, после чего он короновался в Ахене.

Во главе Священной Римской империи


Став королем, Максимилиан начал проводить активную внешнюю политику, то есть, попросту говоря, воевать! Воевал с королем Франции и королем Англии Генрихом VII (союзником французского короля), с Матьяшем Корвином, королем Венгрии и исконным врагом Габсбургов. Так что порох понюхал и в схватках лично поучаствовал!
alt

Инструкциями тех лет допускалось использование в бою самых разных хитростей. Например, можно было пускать щитом солнечный зайчик в лицо противнику! И никого этот прием не смущал! Миниатюра из манускрипта Конрада Кайзер (1366–1405) (Музей Тироля, Инсбрук, Австрия)


Фридрих III умер 19 августа 1493 года, после чего власть в империи автоматически перешла к Максимилиану. Причем положение его было по-настоящему очень трудным. Мало того, что его государству угрожали внешние враги, так оно еще и государством-то как таковым являлось лишь с большой натяжкой. Нельзя в самом деле считать государством несколько сотен государственных образований самого различного уровня независимости, с разной степенью экономического развития, различным финансовым, а также военным потенциалом, и это при том, что механизм воздействия со стороны императора на их властителей был устаревшим и весьма неэффективным. Крупные княжества были, по сути, ни от кого независимы и позволяли себе проводить самостоятельную внешнюю политику, часто шедшую в разрез с интересами империи. При этом они еще и старались подчинить себе имперские города, доходы с которых составляли основу бюджета империи, а граждане служили ландскнехтами. Причем Фридрих III хоть он и восхищался сыном, но не хотел никаких реформ, которые хотел проводить Максимилиан. Но зато теперь у него были руки развязаны, и он немедля этим воспользовался. Правда, Максимилиану не хватало денег.
alt

Бьянка Мария Сфорца. Портрет кисти Джованни Амброджо де Предиса (ок. 1455 — ок.1508) (Художественно-исторический музей, Вена)


Но он нашел выход и из этого положения, в 1494 году вступив в брак с Бьянкой Марией Сфорца (1472-1510) — дочь герцога Милана Галеаццо Сфорца. Человек передовых взглядов, он был капитаном «банды» наемников, и потому имел дурную славу. Но зато дал за дочерью приданое в сумме 400 000 золотых дукатов, и это решило все проблемы молодого императора.
alt

Доспех Джулиано де Медичи 1515 г. Приписывается Конраду Зойсенхоферу Высота 175 см (Музей Армии, Париж)


В 1495 году он созвал в Вормсе всеобщий рейхстаг Священной Римской империи, на котором был представлен проект реформы всего государственного управления империей. И… рейхстаг проект поддержал! Так началась знаменитая «Имперская реформа» Священной Римской империи. Прежде всего всю Германию поделили на шесть имперских округов (в 1512 г. добавилось еще четыре). Главным органом власти в округах стало окружное собрание, в котором участвовали как светские, так и духовные феодалы, так и имперские рыцари, и вольные города. В их компетенцию были отданы вопросы обороны и взимания налогов. Был создан Высший имперский суд — ставший очень важным орудием в руках императора.
alt

Часть доспеха работы Лоренца Хельмшмида (ок. 1445–1516). Изготовлен около 1480–1490 гг. Вес общий 8164.7 г. Вес нагрудника кирасы: 3855.5 г. Вес наспинной части 2494.8 г. Правый наплечник, вес: 737.1 г. Левый наплечник, вес: 992,2 г. (Детройтский институт искусств, Детройт)


Правда, создать единые органы исполнительной власти и единую армию императору так и не удалось: против этого выступили имперские князья и они же отказались давать Максимилиану деньги на ведение войны в Италии. Интересно, что, ратуя за укрепление имперских институтов Максимилиан I, являясь эрцгерцогом Австрии, всячески тормозил ее интеграции в состав Империи. Так, он не позволял взимать в Австрии имперские налоги, подчиненные ему австрийские герцогства в работе имперского рейхстага не участвовали. То есть по воле Максимилиана его родная Австрия была фактически поставлена вне империи, и являлась государством в государстве. То есть Австрия и ее интересы были для Максимилиана на первом месте, а вот вся империя лишь на втором.
alt

Саллет императора Максимилиана I ок. 1490 г. Работа мастера Ганса Hans Грюнвальда (Венская оружейная палата)


Тем не менее, он много сделал и для повышения статуса самой Священной Римской империи. Так, он отказался от коронации императора папой римским. 4 февраля 1508 года он был провозглашен императором без участия в этой церемонии Папы. Ну, а его последующие наследники добились того, что само избрание германского короля курфюрстами империи автоматически делает его еще и императором.
alt

Шаффрон для коня императора Максимилиана I. Мастер Конрад Зойзенхофер, Инсбрук. Дата изготовления 1513 г. (Королевский арсенал, Мадрид)

Итальянские войны


Вступив в брак с Бьянкой Максимилиан получил право претендовать на Миланское герцогство, а уже в марте 1495 года его Империя вошла в состав антифранцузской Священной лиги, куда входили Испания, Венецианская республика, Миланское герцогство и Папская область. Так началась череда долгих Итальянских войн, одновременно с которыми Максимилиан воевал еще и со Швейцарским союзом, причем война со швейцарцами закончилась для него неудачно. Зато война в Италии привела к… новому политическому альянсу: король Франции Людовик XII договорился о браке внука Максимилиана Карла со своей дочерью Клод, обещая в качестве приданого два герцогства: Бургундию и Милан. В итоге 1505 году (ну как не порадеть родственнику?!) Максимилиан в свою очередь даровал Людовику XII инвеституру на Миланское герцогство.
alt

Рыцарское седло ок.1500-1510 гг. (Королевский арсенал, Мадрид)


Денег на проведение столь активной внешней политики Максимилиану постоянно не хватало. И именно поэтому он и стал создателем армии нового образца: ландскнехтов, которые пришли на смену старому рыцарскому ополчению, а затем сделались главной военной силой всех тогдашних европейских государств. Именно он положил начало и знаменитой торговле германскими солдатами, которых он целыми полками продавал иностранным государям или, скажем так, сдавал в аренду на определенный срок. Как бы там ни было, но его войны начала XVI века оказались неудачными и привели к потере влияния в Северной Италии, где, напротив, теперь стала доминировать Франция.
alt

Очень любопытное письмо Максимилиана I Филиппу I о брюссельском оружейнике Питере Вамба, написанное в апрель 1496 г. Лишний раз подтверждает, что император живо интересовался и новинками оружейного дела, и мастерами, к которым можно обратиться с заказом (Государственный архив, Вена)


alt

Соглашение между Максимилианом I и Габриэлем да Мерате о создании оружейной мастерской в Арбуа в Бургундии от 17 апреля 1495 года (Государственный архив, Вена)


alt

Гротесковый шлем, 1515-1520 гг. Мастер Ганс Зейфенхотер (Частная коллекция, Нью-Йорк)

Поддержка гуманистов


Несмотря на то, что Максимилиан I практически непрерывно воевал, а когда не воевал, то участвовал в турнирах, ездил по оружейникам и препирался с рейхстагом, он находил время для чтения, успевал знакомиться с новинками духовной культуры и оказывал поддержку искусству, наукам и… новым философским идеям, в частности он симпатизировал Эразму Роттердамскому, а при его дворе трудились такие гуманисты, как Иоахим Вадиан, Стибориус, Георг Таннштеттер, а также австрийский гуманист Иоганн Куспиниан, который получил даже место профессора Венского университета. И в итоге подобная свобода мыслевыражения вылилась в 1517 году в выступление Мартина Лютера в Виттенберге, с которого в Европе и началась Реформация. Если бы Максимилиан преследовал новые идеи и изгонял их носителей, вряд ли подобное было бы вообще возможно.
alt

Меч Максимилиана I, ок. 1480 г. Длина 142 см. Длина рукояти 28,5 см. (Венская оружейная палата)

Последние годы жизни


Под конец жизни Максимилиану, можно сказать, опять повезло. После смерти в январе 1516 года арагонского короля Фердинанда II королем объединенного испанского королевства должен был стать (и стал!) его старший внук Карл. Оставалось лишь передать ему императорскую корону и тогда Германия и Испания стали бы одним единым государством, могущество которого было бы необоримым. Поэтому Максимилиан поспешил заключить мир с королем Франции Франциском I, чтобы вести войну против Венеции, в лице которой он на тот момент видел главную угрозу своему могуществу в Европе. Мало того, видимо желая под конец жизни совершить нечто богоугодное и значительное, он начал готовить крестовый поход против Турции. Причем в союзники решил пригласить великого князя Московского Василия III, для чего отправил к нему своего близкого друга Сигизмунда фон Герберштейна в качестве посла. Папа Лев X обратился с призывом поддержать начинание императора, однако желающих участвовать в этом походе так и не нашлось.

Умер Максимилиан 12 января 1519 года в городе Вельсе. Причем если тело его было погребено под ступенями алтаря капеллы Святого Георга в Нойштадте, то сердце его по его желанию похоронили рядом с его первой женой, Марией Бургундской в городе Брюгге. Такая вот романтическая была у него кончина.

alt

Конский доспех, подаренный Максимилианом I королю Англии Генриху VIII. Работа нидерландского мастера Гуильема Маргота, гравировка Поля ван Вреланта из Брюсселя (ок.1504–1520) Изготовлены ок. 1505 г. Вес: 32,46 кг (Королевский Арсенал, Лидс)

Характер, достоинства и вклад в оружейное дело


Император Максимилиан был физически крепким и развитым человеком, много внимания уделявшим физическим упражнениям и охоте. А о его физической силе и вовсе ходили легенды. Он также был признанным авторитетом в области всевозможных турнирных правил, и к тому же настоящим мастером турнирных поединков. Под его личным руководством была написана книга «Фрейдал» (1512-1515), в которой было сделано 255 гравюр, изображавших различные виды поединков, включая и те, что проходили с его личным участием.
alt

Детские игрушки, изображавшие рыцарей, участников турнира. (Венская оружейная палата, Вена)


Считал себя, может быть и несколько самоуверенно, знатоком оружейного дела, лично посещал мастерские оружейников и давал им указания, что и как делать. Сохранилась масса документов, в частности договоров, с описаниями заказов тех или иных доспехов, сделанных рукой императора и вполне технически грамотных.
alt

Черный саллет Филиппа I, ок. 1496–1500 гг. Работа мастера Филиппо Негроли. Вес 1800 г (Королевский арсенал, Мадрид)


Очень любил рыцарские доспехи. Причем, использовал свою любовь также и в политических целях. Например, он дарил их государям разных стран, например, английскому королю Генриху VIII, который в ответ мог прислать Максимилиану и коней, и гобелены, но доспехов, равным по качеству и стоимости, прислать не мог. То есть Максимилиан считал изготовленные по его заказу доспехи наглядной демонстрацией своего могущества, и посылал их государям в Испанию, Шотландию, Италию, Венгрию и Богемию. А еще одаривал ими и менее знатных людей, так что даже его привратники ходили облаченными в дорогую броню. А в то время такие доспехи купить было попросту невозможно, и выходило так, что только он один обладал монопольным правом заказа у лучших оружейников своего времени. Другие бы монархи и хотели того же, да только все мастера были на годы вперед заняты работой на Максимилиана и вдобавок он очень хорошо им платил. Мало того, Максимилиан освобождал своих оружейников от уплаты налогов, давал им право бесплатного пользования мастерской, предоставлял им беспроцентный заем на покупку материалов, но… при условии сделать в год оговоренное количество доспехов, не меньше и не больше, и мог выполнять заказы только лишь от него, Максимилиана. То есть он еще и превратил доспешное производство… в орудие большой политики! Ну, и, наконец, он придумал свои знаменитые «рифленые доспехи», которые не прижились исключительно из-за их слишком уж высокой стоимости.
alt

Портрет императора Максимилиана в 1502 году кисти Джованни Амброджо де Предиса (ок. 1455 — ок. 1508) (Художественно-исторический музей, Вена)


Читатели «ВО» часто задают вопросы о стоимости доспехов того времени, а многих по-прежнему интересует их вес. Так вот, турнирный доспех весил около 30 кг, а рыцарские латы для боя — около 20-25 кг. Стоимость доспеха в тогдашних ценах примерно равнялась годовому доходу владетельного сеньора. А это примерно та сумма, которую сегодня надо выложить за хороший дом в центре какого-нибудь крупного европейского города: Лондона, Парижа, Вены. Доспехи для королевских и императорских детей стоили столько, что на эти деньги можно было купить несколько каменных домов на центральных площадях в крупных европейских городах.
alt

Поистине, удивительная деталь конского доспеха: защита для ноги! Ок. 1515 г. Атрибутирована, как изготовленная мастером Лоренцем Хельмшмидом, однако полностью доспех до нас не дошел (Королевский музей изобразительных искусств, Брюссель)


Последний вопрос самый интересный, как с королей и императоров снимали мерку для изготовления доспехов. Ответ – никак! Поскольку вместе с заказом присылали мастеру одежду того, для кого доспехи заказывались. Дело в том, что в то время такие части костюма, как шоссы и пурпуэн, представляли собой одежду практически в обтяжку, так что оружейник все замеры мог сделать по ней. Сначала доспехи изготавливались вчерне, без украшений. Затем их отвозили на примерку, и лишь полностью подогнав их по фигуре заказника, отдавали граверам и золотых дел мастерам. При этом весь ход работы по изготовлению рыцарского облачения скрупулезно фиксировались в контракте. Так, за отправку доспехов на примерку мастеру компенсировали даже съеденный его лошадьми овес и стоимость расходов на пребывание на постоялых дворах. На основании этих документов можно судить о том, сколько раз заказчик примерял доспех, а также обо всех даже самых мелких расходах на их изготовление, которые нередко оплачивались спустя годы (!) после того, как заказчик их получал!
alt

Пара латных перчаток работы этого же мастера, принадлежавшие Максимилиану I. Ок. 1490 г. (Королевский арсенал, Мадрид)


P. S. Администрация «ВО» и автор выражают признательность Мерил Кейтс, старшему публицисту отдела внешних связей Метрополитен-музея Нью-Йорка за предоставленные пресс-материалы и фотографии.

Let's block ads! (Why?)

 

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх